Велопутешествие по Архангельской области 2011.

  Приближалось лето 2011 г. Строились какие-то смутные планы на летний отдых, основным было катание на байдарке с семьей, но до конкретного маршрута дело не доходило. После Новой Зеландии грандиозных планов строить не получалось, да и не хотелось. И тут где-то в апреле позвонил Егор. Я был, как всегда на выходных, на даче. Суть его звонка: поехали на велосипедах в Архангельскую область на две недели, подробный маршрут  - по е-mail. После этого звонка я сильно разволновался, со мной такое редко бывает – вот почувствовал, что очень хочу, что будет здорово. Да и то, что предложение поступило от Егора, мне было лестно. На следующий день, прочитав его e-mail и вникнув в суть, разволновался еще больше.

Мероприятие заключалось в следующем: Егор с товарищем доезжали на поезде до Архангельска, садились на велосипеды, осматривали Архангельск и дальше двигались по маршруту Архангельск – Паленьга – Пинега – Кулой – Мезень – Лешуконское. В Лешуконском есть аэропорт, куда три раза в неделю из Архангельска летает самолет. Вот в этом Лешуконском я и должен буду сменить первого напарника Егора, прилетев на все готовенькое. Дальше из Лешуконского я и Егор должны будем проехать по маршруту –Лешуконское – Кеба – Чупрово- Важгорт – Ыб – Благовое – Нюхча – Веркола – Карпогоры и на поезде в Архангельск. Весь маршрут на 1000 км, моя часть на 500. Идея мероприятия не только спортивная (пройти маршрут), но и краеведческая (посещать все музеи). На первой части пути до Лешуконского городов и поселков много, на второй с моим участием) населенки меньше и наличие дорог под вопросом. Также целью этого мероприятия было посещение мест, где жили прадеды Егора – поселков Мезени и Верколы.

  Ну вот, от всего этого я вначале отказался, но в конце мая обстоятельства изменились – и я решил, что буду участвовать. Мы встретились все втроем - Егор, Валера Золотухин (его первый напарник), ну и я. Познакомились. Началась неспешная подготовка: купили еще одни велоштаны и другое не достающее снаряжение, заказали титановый багажник. Да, надо отметить, что оба велосипеда, да и все снаряжение было предоставлено самим Егором. Также надо отметить, что до этого на велосипеде я ездил максимум на 5-6 часов покататься по округе. И все нюансы с велоснаряжением мне были незнакомы.
  Потом было два выезда на велосипедах, типа, тренировки. Первый, на один день, по маршруту Дубна – Конаково на 70 км. Ездили втроем – весело и дружно с купанием в Волге в конце пути. Второй выход был на субботу-воскресенье Куровское – Петушки на 120 км. Ездили я и Егор; Валера не смог. И вот этот выход мне запомнился – тренировка удалась, и я ее часто вспоминал в Архангельской области. Проблемы были в том, что часть пути проходила по песчаной дороге, а ехать по сухому песку велосипед не умеет – его приходится вести. Да и Егор в очередной раз попрактиковался в замене камер и даже покрышки. Из Петушков мы вернулись на последней электричке, измотанные в хлам. Но данный опыт пригодился.
  Вообще этот велопоход по Архангельской обл.  получился для меня странным – как на турбазе: прилетел, мне все снаряжение выдали, все объяснили. Мое дело только педали крутить да наслаждаться видами. Даже вопросы картографии и подготовки маршрута – все делал Егор. Ну я, конечно, карты для GPS скачал, подправил, но по сравнению с другими мероприятиями – я почти не готовился.
  13 июля проводил Егора и Валеру на поезд в Архангельск. За два дня до отлета позвонил Егор, сказал, что у них все нормально, но надо купить камеры и покрышку и у меня появился новый опыт: как велопокрышку запихнуть в маленький рюкзачок.
Начало
В понедельник 25 июля, счастливый, я после обеда свалил с работы - и в Шереметьево, а дальше в Архангельск. Прилетел почти в ночи, заселился в гостиницу. Вылет в Лешуконское в 9 утра. Утром видимость из окна гостиницы была метров 100. В районе аэропорта горели леса. Когда 26 уже летел на АН-24, сверху были видны очаги пожарищ. ("Мельник, смотри - амбары горят – как красиво!").

 border=  Вид на реку Пинегу с самолета в районе пос. Пинега.

  Прилетел в Лешуконское; багаж выдавали прямо из самолета на летном поле. И тут я увидел Егора у ворот – радость была обоюдной. С Валерой я смог увидеться только на расстоянии: когда он шел на посадку, мы помахали друг другу рукой.
  Т.к. Егор с Валерой приехали вчера поздно ночью после очередного марш-броска, то первый день был у меня дневкой. Ходили по поселку, зашли в краеведческий музей, купили книжек по топонимам Мезени и Лешуконского. Закупили продукты, лекарства. Лешуконское произвело на меня очень положительное впечатление.
  Утром 27 июля началась активная часть моего путешествия. Для Егора это было уже обыденным делом, а я только находился в предвкушении дальнего пути.
Берег Вашки у Лешуконского. Найти человека с лодкой оказалось не так просто.
  Выехали из гостиницы часов в 11. Доехали за 5 мин до берега реки. Первой задачей было переправиться на другой берег реки Вашки. На берегу никого нет, поехали по берегу по гальке. Появился первый опыт езды (и падения) с велорюкзаком в 40  кг на заднем колесе по грунту, который не держит.  Минут через 20 мотания туда-обратно по берегу проголосовали – подъехал мужик на моторке, выгрузив бабулю в спасжилете, и с радостью забрал нас с велосипедами. Через 3 мин мы на песчаном берегу с другой стороны от Лешуконского. Перевели велосипеды через песчаную косу до поля, где уже и стали искать дорогу. Вести велосипед по песку очень тяжело, часто отдыхали.Наконец дошли до поля, вдоль которого увидели следы дороги. Нашли дорогу, ведущую от берега реки к дороге на село Едома.
  В этом месте на нас произвели впечатление указатели на дороге. Идешь по еле угадывающийся колее дороги, заросшей травой по пояс (о том, что ехать, пока речи нет) и вдруг в лесу замечаешь полноценный указатель на населенный пункт Едома, а за ним и еще один - диковинно. Вышли на хорошую песчаную дорогу, идущую из Едомы в Каращелье. Наконец-то сели и поехали …. Красота. Опять встретился в лесной глуши знак «Осторожно, дети!».
Доехали до с. Каращелье. Едешь по главной улице, рассматриваешь дома, амбары. Дома в этих местах, конечно, не такие как в среднерусской полосе. Высокое крыльцо. Полы на 1,5 м. от земли подняты. Зимой все под снегом, наверное. Конструкция крыши тоже своеобразная - с общим упором для стропил, он же водосток. Такие дома везде в Архангельской области.  В конце с. Каращелье открывается потрясающий вид с обетными крестами.

      

с. Каращелье. Обетные кресты на берегу Вашки

Вот такого характера дороги в тех краях. Главное, что проезжие.

  Едем по дороге дальше. Дорога вполне проезжая. В Русоме зашли в магазин. На улице пристал пьяный, уговаривал купить ему чекушку, в чем ему было отказано. Вообще  Русома произвела мрачное впечатление, может, из-за разрушенных кирпичных строений на въезде в село, а может, из-за еще чего. После р. Очема стали искать съезд к Вашке, чтобы встать на ночлег. Со второй попытки нашли. На берегу разожгли костерок, искупались. Сытно поужинали. Хотя ближе к ночи стал накрапывать дождик, но вид бескрайней реки, песчаных отмелей, лесов вдохновлял. Благодать!


  28 июля. Ночью прошел дождь. Собрались, выехали в 11-30. Проехали с. Чуласа. Опросили местных, по какому берегу лучше ехать и сможем ли мы найти лодку в Резе. Решили придерживаться первоначального плана и поехали по правому берегу. Дорога все хуже, но в основном все-таки пока едем, а не идем.

 

Рядом с дорогой увидели странное для европейского взгляда место.
   Иногда проще ехать не по основной дороге, а по тропинкам вдоль ЛЭП. Главное не пропустить съезд - выезд.
Брод через р. Чулас

  У р. Чулас чуть потратили время в поисках брода. Надо было сразу уходить левее к реке, а мы пошли по дороге к заброшенному дому. Перешли вброд, переведя велосипед по дну и не замочив оси. Движемся дальше. К 16-00 приехали в Резя. Едем по главной улице, догоняем мужика с ведрами. Спрашиваем, кто бы нам помог переехать на другой берег. Он и говорит: спускайтесь к берегу – сейчас перевезу. Товарищ (звали его кажется Василий), как оказалось,  живет в Москве. Сам родом из Рези, вот и проводит летние месяцы у себя на родине. На берегу всего две-три лодки, хотя село довольно большое - домов 60. До Рези из Лешуконского уже далеко и за бензином не съездишь. Завозят топливо  по высокой воде – весной.
 Перевез он нас, и остались мы одни на берегу большой русской реки. Пошли искать дорогу на Олему. В этом месте дорога должна идти через болото (о чем нас все предостерегали). Ну через болото, ладно, но мы вообще дорогу найти не можем. Сидим, уже думаем, что лучше может по щели ( т.е. по берегу) идти, но это лишний крюк. А, может, лучше было Василия попросить перевести вверх по Вашке на 2-3 км, где дорога к берегу подходит. Но Василий уже давно дома, а других людей не видно, а если и было бы видно - не докричишься. Короче, в раздумье впали мы глубокое…
  В итоге я с GPS пробегал окрестные берега, кусты, болота и вроде нашел что-то типа направления, или просеки. Решили рискнуть. Время 17-30. Сняли рюкзаки с великов, надели на спины (не удобно, блин) и пошли дорогу через болото прокладывать, готовясь к великому подвигу. Но тут все оказалось не так страшно. Дорога выходит в районе остова парома (там еще характерно размыт береговой вал). И через 100 метров от берега уже хорошо читается дорога. Просто в береговых кустах и оврагах ее никак не заметить. Не знаю, как давно по ней кто-то ходил, но точно не чаще двух-трех раз в год. Через болото дорога идет вдоль линии редких березок. В связи с тем, что год сухой, как и предыдущий, все болота высохли и идти по ним легко. Но рюкзак на спине очень не удобен. В 18- 30 вошли в сосновый лес. Случайно пообедали и уже поехали дальше. Через некоторое время встретили мощную дорогу, идущую с Усть-Чуласа. Но ехать по ней плохо, т.к. один песок. Стараешься выбирать места, где песок потверже – по обочине.
  Перед Олемой дорога стала глинянной и мы на хорошей скорости въехали в с. Олема. Время уже было позднее. Проехали поселок и сразу за мостом, свернув к Вашке и перебродив протоку, встали на ночь на островке, поросшем кустарником. Как выяснилось на следующий день, это было ошибкой. А пока мы опять сытно поужинали и, счастливые, легли спать.

  

29 июня День выдался непростым, тяжелым, но зато запомнился.
Проснулись мы не рано, но и не поздно, приготовили завтрак на газу, собрали рюкзачки. Тут стал накрапывать дождик. Когда выходили, дождь был уже заметным. Егор, как пошел дождь, сразу пригорюнился и стал что-то бормотать про глину, 7 км, описание дороги и т.п. Я, как человек в велотуризме неопытный, не стал придавать этому значения и радовался новому дню. Но как только мы вышли на дорогу, по которой вчера ехали довольно шустро, я понял, о чем беспокоился Егор и тоже впал в уныние. После дождя глина намертво блокировала колеса за 1,5 оборота. Дождь усиливался. Ждать, когда закончится дождь и высохнет дорога, в Архангельской области не радостно. Спасение мы нашли в том, что параллельно дороге шла ЛЭП. По ней мы и начали свой путь в 9-30. По просеке ЛЭП идти с велосипедом вполне можно, но встречаются завалы, кусты и, главное, овраги глубиной метров 30. Чтобы затащить  наверх велосипеды с багажом, их по одному толкали вдвоем: вначале один, потом другой. Физически это был самый тяжелый участок на всем пути. Один овраг был совсем крутой – решили пройти по дороге. Выходишь на дорогу шириной метров 6 из лесу, радуешься: "Вот это простор!", но уже через 2 м велосипед весит 80 кг и встает колом; вздыхаем и сворачиваем назад в лес. Глина длилась до моста через р. Комша. Потом дорога снова стала песчаной и жизнь вернулась в привычное русло. Едешь по обочине, выбираешь места, где меньше песка и лежат елочки, листочки.
 К мосту подошли в 13-00, пройдя от Олемы всего 6,5 км. Дождь кончился. После глины Егор устроил чистку велосипеда.  Проехали с. Кеба. От села хорошая дорога живописно уходит в сосновый лес. Но именно на следующем участке она должна в очередной раз пропасть. На границе Архангельской и Коми областей наша дорога идет через болота и на картах показана как зимник, да и на космоснимках ее не видно.
Через 4-5 км после Кебы дорога уже все заросшая травой, явно, что ею пользуются крайне редко. Но все завалы пропилены, правда не под авто, а под снегоход. Все болота и даже ручьи высохли. Сушь. В результате мы никаких глобальных проблем на этом участке не встретили. Граница областей находится прямо посреди болота. Там, как нам показалось, даже есть остов шлагбаума. Мы пересекли границу в 18-30. Дальше дорога местами еле угадывалась в зарослях травы и кустарников. Но острый взгляд и указания GPS  не давали нам сбиться с пути. Уже ближе к Ежуге пришлось остановиться из-за большого кол-ва малины и красной смородины. Такой вкусной ягоды я давно не ел. К 20-00 подошли к Ежуге. Перешли вброд по колено (велосипеды переносили на руках по одному). Мимо проплыли рыбаки с Ежуги в Вашку. Вечерело. Сразу за Ежугой перебродили еще один ручей. Выбрались на заливные луга у с. Коптюга. Заглянули в зимник. И поехали, понеслись по дороге  по лугам в надежде переправиться на другой берег Вашки. Но тут раздался громкий хлопок. Это у Егора в очередной раз разорвало камеру и покрышку.
Наше счастье заключалось в том, что это произошло в 20 м от пологого берега Вашки, как всегда, с замечательным видом. Так мы выбрали место ночевья. Я пошел ставить палатку, готовить еду (на газу), а Егор занялся ремонтом. Одна из покрышек, купленных мной в Москве, оказалась, наверно, немного меньшего диаметра и очень жесткая. В итоге вместо 40 мин Егор провозился до часу ночи и оставил все на утро, испортив пару покрышек, а главное, потратив нервы. Но этот день получился как отдельный поход.


        

Место ночевки вечером и утром.


30 июня. Проснулись, собрались как всегда. Егор доделал свой велосипед. Выехали часов в 11-00. Дорога шла по полям. Навстречу встретился трактор с сельчанами – ехали на сенокос. Въезжая в село Коптюга, нагнали двух парней с вилами. Спросили, кто бы нам помог переправиться на тот берег Вашки. И, как всегда, получили ответ – «Я могу. – подъезжайте к берегу – сейчас приду». В итоге в само село мы так и не заехали, можно сказать, оставив его справа.
  Тут хочу отметить разницу между Архангельской областью и Коми, причем лучше в Коми. Это чувствуется во многом - и дома более стройные, и транспорта больше, дороги намного лучше, да и людей встречаешь в селах чаще.
Так, пока мы ждали на берегу, подошли еще люди – тоже плыли на тот берег. А там уже кого-то ждала машина «батон». После болот и бездорожья Олемы-Коптюги разница заметна.

Классический момент (как в Петушках) дорога вроде есть, но ехать не можешь - можешь идти, да и то по обочине - издевательство.

  В 12 часов выехали в направлении Чупрово, где и оказались уже в 12-40. Из Чупрово уже идет широченная песчаная дорога, по которой и легковушки ездят. Для велосипедиста с узкими двумя колесами это все равно не рай, но все-таки едем, а не пешком идем. В 16-00 въехали в Муфтюгу. Нашли магазин, что оказалось не просто. Магазин держит одна семья, прямо в одной из комнат своего дома. На вопрос почему вывески нет – отвечают: свои и так все знаю, а чужие редко появляются.
В Муфтюге еще удивило, что все между собой говорят на коми-зырянском языке, ну совсем не русском. Ехал в на русский север, а оказался как за границей в Финляндии – ну ни слова не понятно.
Заночевали в 20-30 за мостом через р. Еротома. Место потрясающее – высокий берег, поля. Развели костерок. Опять благодать. И никому покрышки чинить не надо – тоже хорошо.

        


31.июня
Проснулись, искупались, собрались не спеша и в 10-30 снова вышли на большую песчаную дорогу. Ближайший пункт на нашем пути - село Выльгорт. Дорога до него шла не только по песку, но и по полям с грунтом. Так что в 12-00 мы уже стояли у села. Тут я и Егор долго крутили – вертели карты, чтобы поехать не по основной дороге, а вдоль реки по объездной. Все закончилось тем, что мы проехали все село два раза, пообщались с местными (Егора приглашали на рюмку чая, а мне объясняли как свернуть к Бол. Острово). В итоге мы встали на правильный путь, оставив Выльгорт сверху и слева. Тут дорога для велосипедиста хороша – едешь быстро.
 По дороге остановились у креста. Очень необычный поминальный крест в память о целой деревне. Грустно.
Эта дорога короче и лучше, но почему по ней так мало ездят ? Правильно, потому что на ней есть брод через р. Куло и довольно глубокий – почти по «развилку». Можно сказать, что это было последнее природное препятствие на нашем пути в Карпогоры.
  И вот мы въезжаем в Важгорт. Это уже большой  поселок. В магазине пообщались в очереди с заезжими из Благоево электромонтерами. Нас предупредили, чтобы на ночь не оставались - «молодежь здесь дикая – могут ограбить», а главное, подтвердили, что основная дорога до Благоево идет не вдоль реки, а по «болгарской дороге», которая представляет собой местами гравий, местами плиты и даже асфальт.
  Тут надо сказать, что из графика мы выбились уже более чем на день. Изначально планировалось доехать до Благоево по дороге вдоль Вашки через поселок с замечательным названием Ыб. В итоге этому плану не было суждено сбыться. Мы переправились на платном пароме в 15-00 через Вашку и попрощались с этой рекой. Наш путь лежал к реке Пинеге через леса по дорогам, проложенным болгарскими лесорубами.

  

Церковь в д. Кривое

   Дороги эти хорошие, скоростные. После парома заехали в д. Кривое. Очень сипатичная деревня. А главное – деревянная часовня Параскевы Пятницы, недавно восстановленная. Основное описание нашего предыдущего пути было взято с http://www.rozhdestvenka.ru/vashka.htm когда товарищ ехал в Лешуконское как раз после востановления часовни Параскевы Пятницы.

  Ну а дальше понеслась. Единственными трудностями последующие 1,5 дня были только крутые спуски и подъемы и иногда кусты спелой малины прямо вдоль дороги. Как сказал Егор – мечта велотуриста. Едешь по асфальту через девственный лес. Как ни странно, чем дальше в лес от села, тем дорога лучше – грунтовка сменилась ровно уложенными плитами, а потом на плитах появился асфальт. На спусках спидометр показывал иногда более 40 км/ч. А на обочине были замечены медвежьи следы.

Вот она - дорога, которую мы ждали. Crossroads.


  Проехали указатель и, соответственно, дорогу, уложенную плитами до пос. Ыб. Машины встречаются крайне редко. Иногда останавливались, дивились нам, спрашивали откуда и куда. Один раз даже полицейский остановился, поинтересовался, все ли у нас хорошо, пожелал доброго пути.

Изба у р. Мыдмас.

  К 20-00 мы добрались до р. Мыдмас, где была обозначена изба. Там и заночевали. Изба добротная, чистая и вообще место очень хорошее. Ночевали мы все равно в палатке, воспользовались только костровищем. В домике календарь с отметками, когда в доме были люди.

01 августа. Ура! Я снова смог на свой день рождения забраться в хорошей компании куда-то, где не берет мобильный. Вышли из лесу на дорогу в 10-15 и поехали. Поняли, что вчера на одном из спусков Егор переборщил со скоростью, со стартовым весом рюкзака или еще с чем – в общем, вчера в одной из ямок у него вылетела спица и образовалась восьмерка. Периодически останавливаемся, подтягиваем спицы, правим, чтобы не задевало тормоз. В 13-00 выехали на дорогу Благоево – Нюхча. В 16-00 пересекли границу Коми и Архангельской областей. Дорога сразу же стала портиться. Асфальт перешел в плиты. Потом дорога стала однополосной, а плиты разбитыми. Все это закончилось уже подзабытым песком у р. Пинега

Мечта велотуриста: асфальт в глухой тайге


В 18-30 мы встали на очередную ночевку и снова у избы. Для этого пришлось съехать с основной дороги на 1,5 км к реке. Альтернативой было оз. Глушинец, но я уговорил Егора сделать крюк и снова встать у большой реки.
Пинега река большая, но очень обмелевшая, даже по сравнению с Вашкой. За все время мы не увидели на ней ни одной моторки – мелко, сухо.
  Изба, где мы ночевали, тоже очень в хорошем состоянии: чисто, все на местах лежит, есть запас еды, спичек, каны, посуда, дрова. Тут я и отметил свои 38 лет. С чем себя, любимого, и поздравляю.

Река Пинега.
Егор у избы не доезжая оз. Глушинец - это праздник, товарищи.

02 августа
  В 11-00 выехали. Вечером решили поменяться велосипедами, чтобы уменьшить нагрузку на колесо с восьмеркой и оно могло дотянуть до конца пути. Выехали от избы, получилось удачно срезать по твердому покрытию на основную дорогу. Дорога вдоль Пинеги плохая, хотя и широкая. Проще вести велосипед руками.
 Впереди по карте нас ждал с. Кучкас. Доехав до него, мы сильно удивились – оказалось, это уже не село, а действующий пионерлагерь с кучей детей, раскрашенными домиками, флагом и огроменной столовой в виде барака. Дети, в отличие от жителей встречающихся ранее деревень, на нас не обращали никакого внимания. Задерживаться не стали, вышли на дорогу и пошли дальше, именно пошли. При этом периодически нас обгоняли машины и даже жигули. Но у них колеса широкие и их 4.
Все это продолжалось до моста через р. Пышенец, где мы оказались только в 14-00. Дальше шла грунтовая дорога и нас ждали поселки с замечательными названиями Занюхча и Нюхча. В этих поселках уже не один магазин, а много. Кол-во машин на дороге тоже увеличилось.
Тут я открыл для себя дороги в виде «гребенки» - т.е. когда лежачие полицейские лежат через каждые полметра и так оно всегда. Егор уже был хорошо знаком с этим покрытием по пути до Лешуконского, а я только осваивал, как преодолевать эту дорогу. Еще хочу отметить, что велосипед Егора оказался сильно хуже, чем тот, на котором ехал я до этого. Ходкости у него намного меньше, да и рама высоковата. В общем, здоровья у Егора оказалось еще больше, чем я думал.
Проехали Сосновку. Крутим педали дальше. В 20-00 нашли замечательный съезд к реке и встали на ночь прямо на берегу Пинеги. Тишина, водный простор, девственный лес на другом берегу.

   Вид с моста на просторы...
   МТС не берет. Поэтому, чтобы позвонить, покупали карточку на почте и звонили, как в старые добрые времена.

 

Пинега вечером

        

и утром

    


3 августа.
День получился ударный. Но ехать по грунтовке все-таки не так интересно, как по заброшенной дороге. В районе 12-00 под Егором лопнула очередная спица. Пришлось поменять, потратив минут 40, но все-таки техника хорошая – держит нагрузку.
Обедали только в 16-30 после с. Городецк. На другой стороне сверкали купола монастыря в д. Суры – родине Иона Кронштадского. К сожалению, времени посетить этот монастырь у нас уже не было. В этот день мы стремились доехать до с. Веркола. Егор прикинул, что до 21-30 или в крайнем случае до 22-30 доедем. И мы поехали дальше. Егор впереди, а я отстаю, хотя очень стараюсь.

   Монастырь в д. Суры на другом берегу


В 20-00 проехали с. Явзора. Ломимся дальше. Проехали щит с надписью "Веркольское лесничество".
Тут хочу рассказать, почему мы так стремились в Верколу. Для Егора, да  и для меня тоже это было одной из основных целей – доехать до Верколы. В этом селе прадед Егора работал первым лесничим. Это был очень интересный человек, подвижник. О его судьбе я писать не буду, лучше просто дам ссылку на описание от самого Егора. В общем щит «Веркольское лесничество»  было началом владений прадеда Егора.
  Темнеет. Прошла волна машин, в начале в направлении Карпогор, потом назад. Как мы поняли, это все к поезду Архангельск – Карпогоры.
К 22-00 уже совсем стемнело, пришлось включить фонари, Егор включил мигающий передний. И тут произошла очень показательная встреча. Мы остановились в очередной раз, чтобы передохнуть (точнее, чтобы я догнал Егора); навстречу ехала машина, остановилась метрах в 50 перед нами. Открылись четыре двери и оттуда вывалились четверо подвыпивших, включая водителя. Они резво направились в нашу сторону с вопросом: «Зачем мы моргаем?» Само собой вопрос был сформулирован кратко и матом. Мы с Егором в это время довольно сильно устали и резких движений делать уже не хотели. Поэтому просто продолжали утолять жажду, не слезая с велосипедов. Четверо молодцов приближались, повторяя короткий вопрос. У меня даже где-то в сознании промелькнула мысль, что сейчас огребем и будет больно. Но, подойдя ближе, они остановились, и кто-то разумно произнес «Да это-же туристы». В общем наш внешний вид, наверно, произвел на них впечатление. Но любопытство их не оставляло и они все еще хотели узнать, почему мы моргаем. Егор, допив минералку, не спеша объяснил – «Чтобы нас в темноте было видно, особенно бензовозам, который только что проехал». После чего они представились, на что мы ответили усталым рукопожатием. Короче, эта встреча закончилась тем, что нам предложили все блага – водку, пиво, хавчик и вообще чего пожелаем. Отказавшись от всего, мы с ними расстались. Данная встреча с местными все-таки отозвалась во мне с доброй стороны: искренность - это хорошо.
  Но делать нечего, надо дотянуть до Верколы. Тут нас ждала еще одна засада.  Поворот на Верколу с основной трассы находился западнее самой деревни – т.е. для нас это еще петля на 4-5 км. Как потом нам сказали, съезд с дороги к восточной окраине села есть, но в темноте мы его, конечно, не заметили. На повороте мы были в 23-15. Ехать в село смысла уже не было и мы поехали по дорогам, тропинкам к реке – искать ночлег. В итоге, чуть поплутав и поломившись, мы нашли прекрасный навес с надписью "Веркольское лесничество Экологический маршрут». День получился длинным. Встали на ночлег в 24-00, первый раз в темноте.


4 августа. Проснулись, оценили место где заночевали. Радовало то, что после вчерашнего броска сегодня у нас дневка. Вдоль реки доехали до Верколы. Нашли музея Абрамова. Музей в отличном состоянии, недавно обновлен. Может, слишком много модерна, но мне понравилось. Егор начал общаться с работниками музея, выяснять, с кем можно поговорить о своем прадеде, поделиться информацией и выяснить что-то  для себя. В итоге, как и предполагалось, единомышленников среди местных Егор нашел с легкостью.
Детальное описание, как нас провели в дом лесника, лучше прочесть у самого Егора.

   Наша гостиница. Внешне, может, и не очень, но внутри чистенько и очень уютно.

  Остановились мы в гостевом доме. Комната на 8 чел и кухня были полностью в нашем распоряжении. После обеда  поехали в Артемьевский монастырь. Он располагается на другом берегу Пинеги. Подошли к берегу. На противоположном берегу человек на лодке – мы стали ему махать. Он сразу же подъехал к нам. Оказалось, что это специальный служитель монастыря, перевозящий людей к монастырю и обратно. Само собой, бесплатно.

   Вид на монастырь
   Переправа и вид на Верколу от реки

  Монастырь произвел на меня светлое впечатление. Хотя разрушения советского времени угнетают, но служители монастыря и дух в монастыре, наоборот, очень жизнеутверждающие. Каменные строения монастыря грандиозны, особенно когда последнее время видишь только деревянные дома. Старая деревянная церковь очень красива. Пока пережидали дождик под крыльцом, к нам подошел отец Вениамин – поговорили. Отец сказал, что они стараются реставрировать не только внешний вид монастыря, но и поднять его дух – чтобы сюда ездили не туристы в шортиках, а люди за служением Богу.
  Удаленность этого края от больших городов и цивилизации, то, что за границей села и монастыря простираются леса на сотни километров, а людей можно встретить только вдоль реки - все это накладывает отпечаток старых устоев и духовности, искренности души.
Хорошо там.

   Основные строения монастыря
         Деревянная церковь

Внутри собора


        

Вид на Верколу. Колодец во дворе дома "барина" -лесничего.
           


5 августа. К сожалению, утром раннего подъема не получилось, хотя мы планировали.

   Утром еще раз зашли в музей, попрощались и в 13-00 выехали в сторону Карпогор, к ночному поезду. Из Верколы мы поехали не по основной дороге, а вдоль реки. И это было правильно: дорога там красивая и, наверно, более скоростная для велосипеда. В районе Кушкопола въехали на основную трассу. Опять гребенка.
  В селе Церкова вдруг встретился асфальт, но только в селе.  Дорога с асфальтом началась в с. Выймуша. В 18-00 мы въехали в Карпогоры. УРА!!!
  Найти кафешку, чтобы перекусить, оказалось непросто, но мы нашли. Тут случился казус. Мы оставили велосипеды на улице. Зашли, заказали салатики, томатный сок. Вышли минут через 15. А все вокруг залито водой, включая наши велосипеды. Прошел дождь, ливень. А мы и не заметили.
 Прозвонили Мачулину, он жил долго в Карпогорах, передали привет.
 В 20-35 приехали на ж.д. станцию. Купили билеты до Архангельска. Достались только два боковых верхних мекста в плацкарте. Разобрали наши велосипеды, упаковали вещи для перевозки в Москву. Тут надо сказать, что ближе к отправлению поезда выстроилась очередь за билетами. Наверно, автобус приехал. И как мне показалось, на отходящий поезд билетов на всех не хватило, но все желающие уехали.
  Вокзал в Карпогорах место не самое душевное – вокруг какие-то смурные типы, полупьяные. В общем когда мы погрузились, а с велосипедами это непросто, стало лучше и пришло полное ощущуение, что все, маршрут пройден.
  Да, за последние годы у меня давно не было такого чувства глубокого удоволетворения: все, что планировалось, все сделали. Как в плане пройденного пути, так и в ощущениях, которые я получил за это время.

6 августа. Приехали в Архангельск. Билетов до Москвы в плацкарт не было. Купили купейные. Тут проблема была в том, что велосипеды в плацкарт влазят,  а в купейный вагон нет. По этой причине пришлось сдать их в багажное отделение. Велосипеды с рюкзаком приехали в Москву на сутки позже нас. Мне эта схема очень понравилась.
Весь день гуляли по Архангельску, ели в ресторанах, пили пиво. Поздравили Заикина с днем рождения. Мне Архангельск очень понравился, даже несмотря на то, что нас остановило ГАИ и выписало предупреждение за переход улицы на запрещающий сигнал сфетофора.

7 августа
Приехали в Москву. И все стало воспоминанием …..

P.S.   В велотуризме, в отличие от пешого или горного, есть одна но особенность: каждый раз, вставая на ночевку, ты сворачиваешь с основной дороги в поиске уединенного места. В нашем случае, когда дорога шла вдоль реки, мы искали места на берегу с потрясающими видами, и они всегда находились.
  И вот утром, когда рюкзак собран и "навьючен" на велосипед, ты начинаешь выталкивать их руками к основной дороге. Каждое утро приходит фраза "ДОРОГА ЖДЕТ". И, выходя на дорогу, ты начинаешь движение "по основному направлению", иногда, опять же, толкая велосипед руками.
  Так вот, в Москве похожая картина: каждое утро, уходя с приятного и душевного места, где хочется остаться, ты должен толкать себя по дороге. И тогда каждый вечер будешь находить что-то новое, лучшее.

Дорога ждет ...

Hosted by uCoz