В 2014 г. в жизнь сложилась так, что из реальных вариантов была выбрана поездка в Швейцарские Альпы. Основным идеологом на этот раз для меня стал Дима Комаров. Он уже бывал в Швейцарии, но авто и ему очень хотелось походить по тропинкам, горам и не на один день а долго. За основу был взят маршрут Chamonix to Zermatt (маршрут №6) http://www.wanderland.ch/en/routes/etappe-01688.html. Данный маршрут очень популярен и хорошо описан во многих отчетах. Даже отдельная книжка есть. В основном европейцы ходят его из поселка в поселка, ночуя в гостиницах и горных хижинах, беря с собой только личные вещи, даже без спальника. Как я понимаю, в июле-августе народа на тропах очень много, но мы выбрали середину сентября и пошли своим путем основываясь на родной школе российского туризма.
Мы пошли по направлению из St. Nikolas (поселок не доезжая Zermatt) в Martigny (район Chamonix). В районе Montblanc больше вариантов для сокращения или добавления пути, что в конце маршрута более логично, да и опять-же против основного потока людей. В конце была заложена петля через Италию от перевала St. Bernard в долину Doire du Ferret (хижина Bonatti). И главное мы шли в следующем ритме - ночевали под перевалами, в обед спускались в долины, поселки (обедали, пили пиво) и снова подымались ночевать за зону леса. Тем самым ночевки, в основным были в замечательных местах с потрясающими видами, да и денег стоит меньше. Минусом стало то, что мы несли с собой весь бивуак и еду на 9 дней. Но приобретенное Димой ultralight снаряжение и опыт позволило не превысить разумный вес рюкзаков (16-18 кг) и преодолевать наборы до 1000 м за 3-4 часа без героизма.
Еще хочу отметить один момент - людей на тропе мы встречали мало (ну человек 10-20 в день). Больше народа встречается в районе Момблана (Маршрут тур вокруг Монтблана очень популярен) и намного больше людей в выходные. Главная особенность, что основной контингент - это люди в возрасте за 50. (Для россиян это очень не понятно. Как они так хорошо сохраняются).
В итоге мы прошли 260 км вот таким образом-
c перевала Col de Otanes |
массив Crand Combin |
массив Crand Combin |
|
массив Crand Combin |
с перевала Fenetre de Arpette |
с первала Fenetre de Arpette - ледник Trient. |
Далее описываю краткое описание нашего маршрута, отмечая бытовые моменты, такие как магазины, бензин работу подъемников. Описывать природу и особенности тропы у меня все равно не получится - это надо там быть и самим видеть.
06.09.2014
Прилетели рано утром в Женеву (вылет из Москвы в 6-25. билет стоил 15 тыс. туда-обратно), быстро прошли все формальности и выехали из аэропорта на поезде уже в 9-30. В г. Visp у нас пересадка на поезд до г. Zermatt. И вот тут мы не поленились - зашли в супермаркет и закупили продуктов на ближайшие ужин - завтрак. В 12-30 мы уже едем вверх по красивому ущелью в St.Nikolas. Как оказалось позже магазина в St.Nikolas мы уже найти не смогли. Зато приехав в St. Nikolas мы сразу попали на местный мини фестиваль, где замечательно пообедали под живое выступление фольклорного оркестра в ряду с местными фермерами. На автоматической заправки залили 2 л. бензина, которого в итоге хватило на весь наш маршрут. В 15-00 поднялись на подъемнике (http://www.jungenbahn.ch/fahrplan.html) и в 15-45 мы уже начали свой пеший путь из Jungi. Заночевали под перевалом в районе озера.
07.09.2014
На следующий день перевалив Augustboardpass мы оказались В поселках Gruben и Meiden. Поселки замечательные, маленькие, уютные. В 13-00 мы замечательным образом осели в ресторане в который упиралась наша тропа. Но, не смотря ни на что, мы смогли продолжить свой путь и вышли из поселка в 15-00. Набрав 900 м и перевалив Meidpass мы заночевали за перевалом в 19-00.
08.09.2014
Следующий день был похож на предыдущий . Вышли в 9-00, и к 13-15 оказались в поселке Zinal. Этот поселок уже был лишен очарования деревенской глубинки Швейцарии. Наличие подъемников и горнолыжной инфраструктуры приводит к появлению много этажных ( т.е. 5-ти) гостиниц и вообще там много всего. Зато есть магазины, которые работают до 12-00 и с 14-30 до 18 часов. Опять-же мы не отказали себе в супчике, жареном мясе с овощами, а некоторые и с пивом. После сытного обеда, мы еще раз закупались в магазе, а некоторые и дообедали и с полностью забитыми рюкзаками вышли на перевал. Вообще-то там есть подъемник, и мы слабые духом на него рассчитывали. Но оказалось что в сентябре он работает с среды по воскресенье. А мы там оказались в понедельник. Пришлось подниматься на своих двух. Должен отметить, что этот подъем мне запомнился как самый тяжелый за весь маршрут. Причем над нами раз в час проезжала кабина подъемника, но пустая. Понять это мы не могли, да и не хотели. Заночевали прямо на обочине дороги (пейзаж при этом замечателен). Ночь была характерна тем, что пришлось отгонять коров от палатки (фыркали прямо в ухо через палатку, а это неприятно). Вечером я состязался с быком за источник воды. Родник бил прямо из земли, что было замечательно, т.к. вся остальная территория имела следы коровок. После того, как я набрал первый бутыль, именно из родника решил попить бык (наверно моя рекламная акция сработала) и выгнал меня - реально оттолкал. Но мое терпение победило.
09.09.2014
Прошли водохранилище Lac de Moiry. К дамбе ходит автобус. Так же прошли перевал Col de Torrent. И в итоге поздним вечером, уставшие вышли в замечательный поселок Les Hauders. Этот поселок и населенка до него Villa, La Sage нас очаровали. Отсутствие горнолыжки вообще очень хорошо. Домики постройки 19-го века, улочки, все гармонично. Заночевали мы в гостинице Des Hauders. Гостиница работает с 1934 г. Внешний вид владельца гостиницы конторы и вообще анураж - как в черно белых фильмах. Должен отметить, что гостинцу мы нашли не с первого раза. В первых двух не говорили по-английски, но это ладно, но и отвечали, что либо мест нет, любо не работают, хотя клиентов особо мы не наблюдали. Поужинали в местной пиццерии с замечательной обстановкой. Должен отметить, что продовольственного магаза мы не видели, есть только спортивный. На этом первая треть маршрута была пройдена.
сентябрь 2014 г.
Генкин Сергей
Комаров Дмитрий