Магаданская область 2012

Озеро Джека Лондона

Часть 1

Часть 2 --------------- Часть 3--------------- Часть 4

одним файлом

Это мы
Цирк у пика Абориген
На перевале
пик Абориген
оз. Фестивальное
Наледь

В начале 2012 г. Максим Часовиков сказал, что у него есть знакомый фотограф Андрей, который долгое время проработал в Магаданской области. Соответственно, есть предложение съездить в те края,  пофотографировать красоты. Эх, «Мой друг уехал в Магадан», романтика севера, хребет Черского, в общем, данная поездка стала неизбежной.
В качестве основного места нашего путешествия Андрей обратил наше внимание на оз. Джека Лондона – очень живописное место пожее на фьорды. Рядом с озером располагается горный хребет Аннгачак с вершинами высотой до 2300 м. В общем, где походить, куда забраться есть. Добраться до этого озера Джека Лондона не просто, но реально – от Магадана по дороге «Колыма» около 600 км и далее еще 70 км по разбитой дороге, проложенной еще в 40-х годах.
Решение было принято. Стали собирать информацию о районе. Выяснилось, что современных описаний и фотографий по горному массиву в интернете нет. Это и радовало и усложняло подготовку. (Данным отчетом постараюсь хоть как-то восполнить этот пробел). Есть много рассказов о пребывании на самом озере с фотографиями гор из далека, а вот вблизи перевалов и вершин на фото я не нашел. Есть описания от 60-х годов о туристических маршрутах по тем краям. Я нашел следующие описания http://tursouz.maglan.ru/marsh/dzhek-london/ и http://www.skitalets.ru/books/magadan_sedov/index.htm
http://www.photovision.org.ua/fotojournalism/magadan5.html - фото Абориген
 

Наш путь пешкком и на лодке в районе оз. Джека Лондона

 

Наш маршрут по Магаданской области

 

Это фото туристической карты выпущенной в Ягодном в конце 80-х годов. Эти фото я уже сделал на оз. Джека Лондона. Карта принадлежит Лене Пузыреву. Его бабушка хотела выброгсить, но Леня перехватил. Карта инересна со всех сторон - и по оформлению (сечас такое не делают - лень), и по качеству, и по содержанию.

Должен отметить, что во время пребывания там у меня сложилось впечатление, что очень многие знают про это красивое место оз. Джека Лондона (или просто Джека), про восхождение на пик Абориген, но реально никто там не был и, соответственно, мы слышали много небылиц, например что под Юбилейным был прииск. Так же мне осталось не понятным как на п. Абориген водили школьников и т.п., но об этом позже. В итоге, судя по карте и по отсутствию описаний, все перевалы не сложные категорий до 1б, но описаний нет – т.е можно сказать первопроход.
В итоге нас собралось восемь человек. Но у одних был интерес пофотографировать (т.е. с большим количеством свободного времени), а другие хотели походить, забраться повыше, посмотреть по больше. Я получился руководителем второй части нашей команды.
Времени на весь маршрут у меня  было мало (московские дела не отпускали) – всего две недели. Максим собирался погулять еще в окрестностях самого Магадана и планировал визит в заповедник на по-ов Кони посмотреть медведей. Время для маршрута было выбрано на конец августа – начало осени в тех краях. В это время уже может и снег выпасть, но зато мошки меньше чем в июле, что для Максима было важным.
Первоначально я планировал пройти почти 100 км – взойти на пики Снежный, Абориген, пройтись по долине реки Восьмиозерной, Элгении. Вариантов маршрута вокруг Джека Лондона можно проложить много – что тоже радовало. Процесс планирования маршрута доставлял мне огромное удовольствие, особенно в противовес делам по работе.

Теперь о транспорте. В Магадан и обратно мы купили билеты в апреле и обошлись они нам в 17 тыс. туда и 13 обратно Туда летели "Аэрофлотом" через Хабаровск, назад прямым рейсом компании "Якутия" – так получалось дешевле. Если покупать билеты в августе, то за перелет Москва-Магадан можно отдать уже 60 тыс., а вот обратно самолеты летят пустые. Покупать билет заранее оказалось не обязательным.
Вопрос с заброской-выброской в 700 км оказался не простой. Первоначально мы рассчитывали на собственные силы. До Ягодного (это крупный поселок в 10 км от поворота с трассы до Джека) можно добраться и на рейсовом автобусе. Можно заказать и микро автобус от Магадана по цене от 2000 до 4000 тыс. с чел. А вот найти машину, как говорят, повышенной проходимости на 70 км. оказалось не просто.
 Знакомая Максима летала в Магадан в апреле и дала нам телефоны магаданских таксистов. Один из них и сказал, что до Ягодного проблем нет - довезет на микроавобусе. О транспорте от трассы до Джека  звоните за 2 недели до прилета – может чего и придумаем. Тоже вариант, но не надежный.
В тоге все решилось следующем образом: все тот же Андрей дал телефон одного фотографа в Магадане - Алексея, сказал, что он сможет помочь. Я созвонился с ним – вначале Алексей предложил нам вариант с заброской-выброской, проводником, закупкой всех продуктов в Магадане – так сказать «под ключ» на три недели, соответственно, за довольно круглую сумму. После прояснения формата нашего мероприятия (мы сами можем проводниками поработать) договорились, что нас просто завозят на Джека и забирают. Алексей и еще один его товарищ едет вместе с нами, но гуляет по собственной программе. Особенно порадовало то, что Алексей предложил вариант когда нас забирают не от Джека, а лодкой с Колымского моря и назад мы едем не по трассе Колыма а уже по Тинькенской трассе. Этот вариант предлагал в самом начале Максим, но мы его отвергли как организационно сложный, а в итоге так и получилось. Таким образом, мы делали огромное кольцо почти по всей Магаданской области. По плану Алексея мы должны были выходить к поселку Мой-Уруста (у устья реки Эльгении) – перевалив через хребет по перевалу Стремления (на пути к нему посмотрев Челленджер). В общем, вариант отличный.

17.08
Итак нас семь человек – Максим Часовиков, Толя Горин, Иван Соболев, Маша Романова, Оля Тимохова, Светлана Дергачева ну и я (Света Королева собиралась, но в итоге не поехала) едем в аэроэкспресе на Шереметьево. Все довольные и радостные. У Маши помимо рюкзака еще огромный пакет с продуктами. В Шереметьево длинная очередь на регистрацию, мы успеваем только за 3 мин до конца регистрации, но при этом с нас не берут за перевес (хотя каждый рюкзак весит 24-25 кг при разрешенных 23). Возник вопрос с палками Толи (лыжные палки старого формата) – это лишнее место и за него типа надо доплачивать 50 долларов. В итоге примотали их к рюкзаку.
Перед отлетом с живым интересом читал в интернете новости о том, что в Магаданской области прошли ливневые дожди и многие дороги размыло – поселки остались без продуктов. МЧС работает во всю - атомобили на трассу не выпускают и т.п…

18.08
Прилетели в Хабаровск. Через два часа уже летим в Магадан. Все по расписанию. Жить в Магадане мы собирались в квартире, которую сдают на сутки. Макс договаривался с фирмой «Гостевой дом», кажется. Так вот в Хабаровске позвонили в их контору, а нам сказали, что наша бронь не прокатывает и свободных квартир нет. Как не странно данный напряг нашего настроения никак не испортил. В решении этого вопроса очень помог бесплатный интернет в аэропорту Хабаровска, комп Макса да и сам Макс.
Прилетели в Магадан уже вечером, получили рюкзаки (палки Толи так и не доехали). Загрузились  в микроавтобус, который нас встречал, и поехали на автовокзал. Расспрашиваем про состояние дорог – оказывается все не так сташно как говорят в новостях.
Заселяемся в однокомнатную квартиру всемером. Идем гулять по городу. По наивности и образу южных городов путь держим на побережье - типа на набережную. Но чем ближе к океану тем глуше улицы и больше гаражей. В итоге разворачиваемся и идем искать где перекусить. Встречаемся с Алексеем (он перемещается на велосипеде, что здорово) – знакомимся, общаемся и в итоге в начале десятого идем в транспортную контору договариваться о заброске – выброске.
Знакомимся, можно сказать, с ключевыми людьми нашего мероприятия – Радиком и водителями Сашей и Сергеем. Все они активно готовят машину к завтрашнему маршруту. Выясняется, что завтра они еще должны забросить группу на исток реки Яма, у озера Гранд. Но дороги, вроде все восстановили и движение открыто. В общем Радик перебрал массу вариантов и в итоге был найден единственный вариант, устраивающий всех. Я с Машей еду утром в 9-00 вначале на одной машине (Камаз с водителем Сергеем), потом пересаживаемся у Гранта на Зил к Саше и едем до р. Дебин, а уже там нас ждут все остальные. Они добираются туда на Делике с Костей. Да, все не просто. Но Радик приложил максимум усилий, что бы все это получилось – обзвонил людей, нашел Делику и т.п…. Тут хочу отметить, что езда по дорогам Магаданской области это Вам не московской области ездить и водители там другие.  В итоге, например, Саша был за баранкой больше 36 часов (это к моменту когда мы доехали до Джека) и спал из них часа 3 (тоже в кабине). А ему еще назад 600 км. У Сергея график не слабее. В общем большое им человеческое спасибо.
Переговорили с Евгением Борисовичем – директором всей конторы. Мужик решительный, рассказал пару баек как возил иностранцев по магаданским краям. В общем, иностранцев до сих пор легко удивить количеством выпиваемого в России и душевностью людей, включая руководителей ГАИ области.

19.08.
Проснулись по раньше в предвкушении дороги. Пришли мы с Машей на их базу в 9-00. Там тишина, все машины на месте людей нет. Звоню Радику – он говорит, что типа «Ой, про Вас я и забыл». Сейчас приеду. Оказывается рейс этой команды на Яму задержали на 6 часов и все сдвигается на вторую половину дня.
Ну и славно – смогли покойно посмотреть Магадан, сходили в краеведческий музей все вместе, погуляли по берегу Нагаевской бухты, прошли весь город. Погода хорошая.

Машины на которых мы передвигались по трассе "Колыма" и до Джека
Магадан
Нагаевская бухта
Спуск к морю , (вообщето там можно и нормально спуститься, но у нас получилось так)
Пирс, он там единственный
а это песок на берегу

В 17-00 я с Машей в кабине Камаза наконец-то выехали на трассу Колыма. Едем слушаем блатные песни (и надо сказать, что с удовольствием) Сергей, наш водитель рассказывает разные дорожные истории. Федеральная трасса Колыма (Магадан-Якустк 2000 км)  дорога не простая. Грунтовка пылит. Машин мало. Иногда речки переезжаем в брод т.к. мост ремонтируется. Но едем быстро. К вечеру подъехали к отвороту на озеро Гранд и далее к истоку р. Яма. Эта дорога длиной 35 км была проложена к женскому лагерю – лес валили в 40-х. Стемнело. Едем со скоростью не более 10 км в ч. Все реки в брод. Ищем пакет на ветки – за ним поворот на Гранд, где нас должна ждать другая машина – Зил еще большей проходимости.

Мы поехали ...
Мы наконец-то встретили вторую машину - УРА

 Приехали на Гранд- машины нет. Сергей с проводником матеряться, КАМАЗ дальше может не пройти. Почему нет Саши? Ладно, едем дальше. Тут дорога еще хуже (размыта, колейность, и т.п.). Начался дождь. Время к 12-00. Наконец-то вдалеке появился свет – навстречу едет наш ЗИЛ. Встретились на гальке посредине реки. Оказывается, просто припозднислся. Теперь едем двумя авто на исток Яма. Ехать еще 1,5 часа. Ну, думаю сейчас приедем, поставлю палатку, сварим сардельки и спать. Как бы не так. Приехали. Последний участок вообще без дороги через лес. Там уже разбит лагерь на берегу – встречают сплавщиков. Дождь льет как из ведра. Саша с Сергеем говорят, что надо сейчас-же ехать назад, а то реки подымуться не выедем. Честно говоря, чего-то такого в душе я и ждал от нашего мероприятия – за этим и ехали в Магадан. Около 2-х часов ночи поехали назад. Пересели к Саше в ЗИЛ. Теперь все броды и обвалы в обратную сторону. В итоге выехали на трассу к 5-00. Сергей рванул сразу в Магадан, у него завтра еще рейс - вахту везти, а мы с Сашей на ЗИЛе заночевали в пос. Атка, предварительно перекусив в кафешке. Спали мы с Машей в кузове ЗИЛа, просто постелив пенки и спальник рядом с запасным баком салярки. Дождь к тому времени уже кончился и тент кузова трепыхался просто так. В 9 утра выехали с Атки в сторону Ягодного. Теперь остался только вопрос- как переехать Дебин. Можно сказать основной вопрос.

20.08
От Атки до Дебина почти 400 км, а ЗИЛ больше 70 км в час не очень едет. По дороге Саша тоже рассказал несколько историй, например как в -40 ждал три дня запчасть, показав это место. Дорога тяжелая. Кресты на обочине встречаются часто. Удивил участок в 1 км, покрытый асфальтом (мост ремонитровали недавно). Остановились на мосту через р. Колыма. Да, могучая река.

К 16-00 подъезжаем к р. Дебин. Как Саша ее увидел – сразу сказал, что в брод ее переезжать не будет – вода очень высокая. Подъехали к повороту на оз. Джека Лондона. Все уже там – спят кто в машине, кто прямо на мосту. Ура мы снова вместе. Встретились с Леней Пузыревом из Ягодного. Он едет вместе с нами порыбчачить на Джека, у него с собой лодка. Пошли смотреть мост. Две металлические опры подмыты водой и сломаны, но следы машин есть. Правда, ЗИЛ весит больше 3-х т. Перед нами реку переезжал Камаз в брод, но мы решили по мосту. Мост не шелохнулся. Погрузили рюкзаки, забрлись на них и поехали. Одним из препятствий является брод Лев Сухахы, но для ЗИЛ проблем не возникло.
Подъезжаем к реке Снежной.
Изначально я планировал подняться вверх по Снежной, взойти на пик Снежный, спуститься к ручью Восьмиозерный, пройти вниз до реки Эльгения. Потом подняться по реке Сатурн, по возможности сходить на Абориген и спустится к оз. Джека Лондона по Студеной.  Тут мы должны были встретиться с остальными ( т.е. фотографами) Один день провести на самом озере. И уже все вместе перевалить хребет через перевал Стремления, пройдя рядом с Челленджером. Вот такие были планы. На этот путь времени у нас было в обрез. В день надо было проходить километров по 15 вне зависимости от погоды.
Заброска немного затянулась, продукты толком на распределены на линейную и кольцевую части, да и только все встретились в тайге. В общем, когда мы подъехали к Снежной часов в 8 вечера решили упростить наши планы и не делать большого линейного маршрута. Все дружно поехали по дороге к протоке Вариантов.

В верховьях остановились перед болотистым участком через котоый идут несколько дорог. Саша пошел смотреть где лучше.  Решили ехать по основной колее – колеса почти все ушли в воду, но выбрались.

Первый раз нам показались пик Абориген, Юбилейный
Вечереет, холодает, да и к езде в кузове уже привыкли, пиво кончилось
Долого едем


К домикам над озером приехали часов в 12 ночи. Ночевать решили на самом берегу. Спуск от домиков к берегу довольно крут и рисковать спускаться на авто не решились. Перетаскали самые нкеобходимые вещи вниз, остальное оставили в домиках. На берегу стоит памятный крест в честь погибшего метеоролога (утонул, когда перевозили уголь на остров). Вот так мы и добрались до озера Джека Лондона.

21.08
 День стоял ясный. Проснулись кто когда. Сходили наверх за оставленными вещами, в т.ч лодку, бензин и другими вещами Леонида. Света разобрала окончательно продукты. Подъехали с острова метеорол Дмитрий. Познакомились. Погода стоит солнечная – красота. Наша линейная группа собралась довольно быстро и уже около 2 дня метеоролог повез нас четверых к устью ручья Неведомого. В лодке с нами еще ехала собака, у которой было такое же хорошее и игривое настроение, как и у нас.

Озеро Джека Лондона
Берег озера

На станции жило три человека – Дима с женой и Андрей. Они только месяц как начали свою годовую вахту. Что вокруг, где какие реки они не знали. Они нам очень помогли, за что им в очередной раз огромное спасибо.
Высадили нас на правом орографическом берегу под двумя большими валунами. От сюда и началась тропа вверх вдоль реки. Лодка уплыла, и мы стоим в начале тропы в предгорьях хребта Черского я, Толя, Света и Иван. Солнце светит, с одной стороны водная гладь озера, с другой листваиницы, кусты черники – мечта сбывается.

Леня помогает нам отплыть - активная часть начинается
Наш лагерь с водыМесто куда подходит дорога - начало протоки Вариантов
Устье рек Пурга и Студеный
     
Метеостанция на острове
Вдалеке видны пик Юбилейный, Пила

Устье Неведомого. Тут нам приставать к берегу ( слева на границе фото у валунов)

Ну мы и пошли. Идти легко, тропа, конечно же стала пропадать, снова находится и опять пропадать. Старались держаться выше по склону. Внизу открываются озера Соседнее, Невидимка, протоки между ними. Острова стланика получается успешно обходить. Встали на обед часов в 17-00. прямо на тропе. Ваня  искупался. Стала появляться мошка. Даже достали накомарники. Хотелось заночевать на берегу озера, но идется хорошо, время и силы есть. Таким образом, дошли до ручья Живой. Перед ручьем пришлось продраться через кусты, стланик. На 100 метровый участок затратили, наверно, полчаса. Перепрыгнули через ручей Живой и сразу-же нашлось место для стоянки.
Разожгли костер, отметили первый ходовой день.

 
Протока между озерами Невидимка и Соседнее
Виды на оз. Невидимка
Обедаем прямо на тропе
Вдалеке оз.Соседнее
   
Листвиница дерево прочное
Перейдя ручей Живой ставим лагерь

22.08. Проснулись по будильнику в 8-00. Облачно. Начали собирать лагерь. Когда мы выходили около 10-00 начался дождь. Если уж в Магаданской области начался дождь, то не на час. Но мы уже под рюкзаками  - мокнем и шагаем. Стараемся держаться выше по склону ближе к границе камней. Прыгать по мокрым камням не очень, конечно, но продираться через кусты березки или стланик еще хуже. Наледь растаяла – только перекаты. Полезная скорость (т.е. по прямой к точке назначения) составляет не более 1 км в час. В итоге в 14-00 сваливаемся к реке у ручья стекающего с 1841 в надежде перебродить Неведомый. Этого делать не надо было. У реки плотные кусты березки, обрывающиеся прямо в воду.(вдоль реки не пойдешь). Реку перейти можно, но по пояс через бурный поток. Дождь становится все сильнее. Делать не чего - подымаемся выше и продираяь через те же кусты березки, обходим озеро на слиянии правого и левого Неведомого. Выходим к Правому Неведомому. Ищем место, где можно его перейти. Поток довольно бурный, но мы его перепрыгиваем по камням. Дождь переходит в ливень, хорошо ощутим свежий ветер, дующий с юга нам в лицо. В общем, все устали и предложение встать на ночлег возражений не находит, хотя до места ночевки по плану мы не дошли. Долго метались в поисках где лучше – за камнем, за этими кустами сталника или другими. В итоге встаем над озером  не далеко от большого камня. Ставим на ветру палатки, разводим горелки. Как остановились все сразу-же замерзли, но бодрость настроения не теряем. Оказывается, когда раздеваешься -  становится тепло.
Все когда-нибудь заканчивается и дождь тоже. Когда мы метались в поисках места под ливнем – это был завершающий фронт. Поужинали, согрелись. Толя развел не большой костерок для прогрева тела и вещей. В итоге костер получается даже очень хороший. За день все промокли до трусов , но когда ложлись спать мокрых веще уже было мало.
Встали мы почти на границе леса. Внизу вид на озерцо, долину Неведомого. Тайга окрашиваеися в красные цвета – скоро осень. Сверху возвышаются скалы. Встали мы почти на границе леса ( если-бы пошли дальше такого костерка уже не получилось).

ручей Неведомый. Идти вдоль русла тяжело - лучше по верхам
Через сталник в дождь
Вид на Неведомый в районе наледи
Вид от озера на первый подъем по лев. Неведомому

Озеро у слияния левого и правого Неведомых

Лагерь под скалами с севера от озера. Костерок.

Продолжение -----Часть 2 --------------- Часть 3--------------- Часть 4

 

Hosted by uCoz