Скандинавия 2010
Часть 1
Хельсинки, Lingen Alps, Тромсе
Часть 1 Хельсинки, Lingen Alps, Тромсе
Часть 3 Bode, Mo-I-Rana, Trondheim
Часть 4 Гейрангер, Лом, лед. Йотунхейм, Флом
Часть 5 Язык Тролля, Осло, Стокгольм, Турку
Когда планировалось это путешествие, основной целью была Норвегия. Хотелось, и походить по горам-долинам и посмотреть все классические достопримечательности. Срок в 2,5 недели, конечно, накладывал ограничения, поэтому изначально южная часть Норвегии была оставлена на далекое будущее, а упор делался на заполярье.
Для активной части пути было выбран район Lingen Alps. Почему Lingen Alps? А просто так: там нет ничего интересного для большинства туристов, но при этом полуостров очень красив – и крутые горы высотой до 1500 м и ледники и скалы и море и….. По данному полуострову можно проложить разнообразные маршруты, как радиальные, так и линейные. И сложности можно найти любые: и просто пешку, и ледники, и восхождения на вершины и просто перевалы различной технической сложности. Не надо тратить много время на подъезды. При этом всегда будет возможность свалить с маршрута на асфальт. Короче, можно придумать туристический (в понимании хождения с рюкзаком) маршрут любой сложности и все в пределах ходовой недели. Забегая вперед, надо сказать, что получилось посмотреть далеко не все, что было детально изучено по картам в Москве. Все-таки погода в Lingen Alps, как и везде на севере, чаще дождливая, и турист должен быть очень везучим, чтобы поймать солнечную неделю в заполярье. Мы оказались обычными туристами – нам не очень повезло, но и жаловаться тоже не стоит. Также нами было запланировано «кольцо» на 1,5 дня по ледникам парка Jotunheimen.
Так вот, возвращаясь к общим планам: в процессе подготовки идеи были разные, включая заезд через Мурманск - Киркенес – перелет в Тромсе – пешая часть и на прокатной машине до Осло (вариант получался не дешевый). Количество участников тоже менялось от 2 до 6. Но в итоге нас было четверо: Сергей, Ксюша, Руслан и Ира. Ехали мы из Москвы на собственном авто (Shkoda Octavia) Руслана и Иры. Некую необычность добавлял переезд на поезде вместе с авто (Хельсинки – Колари, около 1000 км). Ты спишь, а Норвегия все ближе. Ну и назад с севера на юг по всей Норвегии, включая Лофотенские острова, до Осло, потом Стокгольм – паром в Финляндию и назад в Москву. Вот такой у нас был план.
С визами проблем не возникло – посольство все сделало в срок (маршрут написали честно: живем в палатках - представили письма из кемпингов, что резервирование не требуется, купили билеты на поезд из Хельсинки и паром из Стокгольма через питерскую фирму Гамаюн www.gamaun.ru). Бронировали в конце апреля - оригиналы прислали нам в Москву по почте в конце мая. Визу делали за месяц до отъезда (раньше не выписывают страховку «зеленая карта»).
Итак, 17 июля мы выехали из Москвы, в 1 ночи. На границе с Финляндией мы оказались в 14 ч по Москве и в Хельсинки прибыли в 16 ч уже по финскому времени.
Про дорогу Москва – Санкт-Петербург-Выборг писать не будем – не интересно.
Нам надо было в 17.20 по местному времени оказаться на вокзале, чтобы загрузить машину в автопоезд до Колари. Погрузка пассажиров состоялась лишь в 18.50.
Мы оставили машину на стоянке возле места погрузки на поезд, и пошли гулять по городу.
..
Посмотрим на город Хельсинки?
Возле набережной две церкви, явно
православные. Мы подошли лишь к одной из них, Софийскому собору. Возле нее стоит
памятник Александру Второму.
Должны сказать, что год назад у нас сложилось мнение про Хельсинки - новодел (город строился в начале 19-го века), истории никакой, красоты тоже. Это не так. Теперь у нас появилось желание посетить этот город вдумчиво – ну хоть на три дня, а то пока получается лишь по 3-4 часа.
Дошли мы до вокзала, погрузились. Процесс погрузки оказался обыденным – нашли нас в списках и показали, куда загнать машину - и свободны…
Удивительно, но на весь поезд оказалось лишь два проводника. На входе билеты не проверяли – лишь через 15 минут после отправления проводник до нас дошел, дело в том, что билет можно купить тут же, на месте. Вагон трехместный, но зато с умывальником.
18 июля в Колари приехали в 9.40 вместо 9.05. Мы уж решили, что здесь снова перевели часы, говорили вроде, что в Норвегии время еще на час сдвинулось. Но просто поезд опоздал. Пока ждали машину, начался дождь. В Колари на порядок прохладнее, чем в Хельсинки, да и дождик начинает накрапывать, сразу видно: приехали на север. Вспоминались Хибинские походы и вообще Кольский п-ов.
Вокзал в Колари:
Наконец, машину пригнали, еле загрузились в нее, поехали дальше. Сегодня нам
предстояло проехать 400 км, в основном по Финляндии. По дороге видели трех
оленей, но сфоткать на скорости более 100 км/ч не успевали. И вдруг – о, чудо! – по дороге навстречу идет белый олень. Руслан даже остановился, и его удалось
сфотографировать.
Потом остановились в магазинчике сувениров, попили кофе с пончиками. Вместе это стоило по 50 евроцентов. Удивительно: Финляндию мы изъездили, получается, вдоль и поперек, но лишь в одном месте останавливалась надолго. Страна красивая – как наша Карелия, только с европейским уровнем жизни. Очень хочется поездить по ней хоть недельку – рыбку половить, на лыжах покататься и пр…
Около 15 часов (точнее в 15.10) пересекли границу Финляндии и Норвегии в местечке Килписйарва (Kilpisjärvi), спустились по серпантину. После пересечения границы сразу резко меняется ландшафт – тут и серпантин и водопады и бурные речки и скалы вокруг дороги – сразу видно: Норвегия.
Вскоре после границы остановились пообедать. Неподалеку водопад. А к месту спускались по серпантину, но там нельзя было остановиться. А жаль – такие места потрясающие!!!
Вот только пасмурно. В 16.40 подъехали к первому фьорду - Storfjorden. Остановились потаращиться, и пофотографировать. Ира снимала много.
Поехали вдоль фьорда – облака, ничего не
видно.
В 17.45 подъехали к тоннелю длиной в 3.5 км. Оттуда идет облако и прямо дышит холодом. Проехали тоннель, на выезде у нас запотели все
окна. Но снаружи… Остановились их протереть. Ехали через Lyngseidet.
В 18.30 были в Свенсбю (Svensby), откуда уходит паром.
Мы двинулись в сторону будущего лагеря через Sør-Lenangen. Все это происходило на полуострове Линген Альпс. Около 19.30 подъехали к плотине в Storvoll, свернули к домикам, оставили машину и, пройдя по берегу через закрытый для овец забор, стали искать место для лагеря на берегу пролива Стрëумен. Это оказалось трудным занятием, т.к. везде мокро. Наступаешь на травку, а из-под нее вода выступает. Кое-как примостились. Спать легли около 24 ч. Облачно и пасмурно…
Впрочем, бывало и другое: СОООЛНЦЕ!!!!
19 июля мы двинулись вверх по берегу до перевала вдоль реки Ботнельва по правому (орографическому) берегу с целью пересечь весь полуостров. Вышли в 11.30. Шли долго. Перепрыгивали через ручейки и ломились сквозь березы. Попали в болото, отбивались от комаров. Потом дошли до избушки метеорологов или просто приют, но в начале пути мы еще не знали, что она там есть. От нее поднялись к водопаду на реке Ботнельва и далее – через озера к перевалу. Кажется: вот-вот дойдем. Ан нет – за каждой следующей горушкой открывается еще одна.
Стоило чуточку подняться по склону – начинались камни, покрытые мхом. Ноги скользили и проваливались. Пытались спуститься ниже –те же камни, но среди них растут березы, сквозь которые продираться было гораздо хуже. Попытались спуститься еще ниже, а там болото. И комары…
Пока шли по лесу, видели несколько водопадиков. А на последнем снимке – та самая метеостанция
вид назад на северо-запад – на равнину пролива Стрëумен
водопад на реке Ботнельва выше домика
Наверху много озер с красивейшей голубой
водой. При этом довольно глубоких
А по этому камню прошелся ледник. Оцените
рисунок:
Наконец мы поднялись на перевал (в 17.20). В кадр без конца попадали комары.
Пришлось чуть ли не каждый кадр дублировать.
Еще удивило (впрочем, и в других местах такое видели): речка молочно-голубого цвета впадает в другую, прозрачную. Вода не смешивается – вот где раздолье художникам
Решили возвращаться по другому (левому орографическому) берегу залива, потому что туда как раз уходила маркированная тропа от вышеописанного домика. Так интересно: мостики, маркеры. Ну, почти как в Исландии! Хоть не ломились через стланик.
Но и так шли долго – лишь в 21.30 оказались у начала бухты и устья
реки. Сели под сваями чьего-то домика, передохнуть. Посидели полчаса. Ну совсем
сил не осталось. Потом пошлепали дальше. Сначала искали тропу поверху, но в
итоге пошли прямо по берегу залива. Этот берег оказался намного более обитаем
рыбаками, чем наш. И соответственно, более грязный. А в 22.50 вдруг из-за
деревьев вышло солнце. Вот ведь глюк J. А пока шли
по берегу, видели ныряющих нерп (или тюленей – разглядеть подробнее не удалось)
В 23.30 наконец-то увидели нашу плотину. Ох, как мы ей обрадовались!!!
Уставшие и продрогшие добрались до дому, сделали ужин и легли спать - лишь в 2
ч ночи. В общем, полярный день - это хорошо, но возвращаться в лагерь в 2 ночи все
равно не стоит.
20 июля утром мы сели в машину и доехали на север острова, в
Руссельв, докуда шла дорога. Потом выгрузились и пошли пешком вдоль бухты
Нурленанген. Дошли до смотровой площадки с видом на маяк Люнгстува. Дальше
тропа закончилась. Мы полезли прямо по камням.
Вышли к маяку, поглазели на фьорды, залезли в хижину. Даже нашли в местном
журнале записи россиян. Когда уже собрались уходить, Сергей сказал: там есть
еще достопримечательность, кладка страусинных яиц. Ему поверили, а оказалось –
горка окатанных камней, а сверху камень в виде сердца.
В домике можно жить. Главное – возместить потраченные продукты
Потом спустились той же тропой вниз и стали подниматься наверх
вдоль р. Руссельва. Сергей заложил круг вдоль г. Дальбруна с видом на озеро и
перевал. К подъему подошли в 15.40. За полчаса набрали 220 м. Стали лезть дальше – и тут оно началось!!! Сначала дождь, потом просто ливень, потом (когда
уже вылезли наверх) поднялся ветер. Порывистый, со скоростью 60 кг/с (имеется в
виду, что Ксюшины 60 кг порыв ветра уносил за 1 секунду). В общем, началось
веселье. Фотографий этого момента почти нет, потому что руки заледенели, Ксюша
даже не могла расстегнуть молнию на куртке, чтобы достать фотоаппарат. Да и сам
аппарат было жалко – отмокал в две секунды. Пару раз за день Ксюша теряла
бейсболку, но находила.
То что хотели, в итоге мы не нашли, просто проскочили траверсом до следующего
ущелья. И через два часа начали спускаться. Чем ниже по ущелью спускались, тем
сильнее был ветер. Но хоть дождь закончился. Руслан включил 6-ю скорость и
убежал вниз. Мы потихоньку дошли до большого камушка, где спрятались и
подкрепили силы шоколадкой. А вскоре и ветер закончился. Спускались по болоту,
до грунтовой дороги. А там и солнышко вышло. Сережа смеялся: как будто
аттракцион какой-то: нажали кнопку – началось веселье, еще раз нажали - все и
закончилось. Причем под ветром мы сразу и обсохли, так что никаких признаков
нашего приключения не осталось. Ну разве что смертельная усталость. Да Ирину
током ударило, когда переползала через ограду от овец.
Вообще-то планировалось пройти по верху через г. Дальбруно и ущелье Кальдален взойти на г. Стуль-Гинтен, 1224 м, и свалить вниз - к нашему лагерю. Это был спортивный план, на весь полный день. Но в свете дружности нашей группы и вышеописанных погодных условий этому плану было не суждено состояться.
Вообще-то предполагалось провести в Линген-Альпс еще пару-тройку дней, но погода нам не помогала (низкая облачность не способствовала осмотру горных пейзажей, да и ходить под дождиком без троп почему-то не захотелось). Поэтому утром 21 июля мы поехали в сторону города Тромсе (Tromsø)
Сергей по дороге показал ущелье, которое он тоже собирался посетить, но погода подвела (пройти перевалы через долину Рейндален в центре полуострова). В итоге из двух запланированных радиальных маршрутов спортивного стиля получилось только половина одного. И основная горная часть полуострова также осталась нами не осмотрена.
В итоге нашего пребывания в Lingen Alps надо сказать: хочется туда вернуться, но не на 5 дней, а на пару недель – и не спеша пройти с рюкзачками по долинам и через перевалы, пускай и под дождиком. Вообще, тем, кого тянет на севера – туда….
в Свенсбю (Svensby), у паромной переправы, мы были в 13.15. Паром уже стоял на месте, мы были в очереди третьими. Стали пытаться разобраться в расписании. Оказалось, что в Норвегии еще на час сдвиг от финского времени. Паром шел 20 минут, мы сидели в салоне, т.к. выхода на палубу по большому счету не было.
Lingen Alps уже вдалеке, за спиной…….
Дорога на Тромсе довольно забавная. А уж высокий горбатый мостик с
полярным собором – это и вовсе нечто невообразимое!!!
К Тромсе подъехали в 13.55, погуляли по городу, зашли в аквариум «Поляриа», пообедали
в Бургер Кинг L и в 17.35 выехали из города.
Подъезды к городу:
Аквариум «Поляриа» – место для любителей морской живности. Полюбуемся? Вообще-то главное в этом музее – нерпы (тюлени, моржи?), но и других животных здесь не забывают
Тюлени проплывали прямо у нас над головами – аквариум сделан в виде лабиринта. Он оставил очень позитивное впечатление.
Поехали дальше… Дорога была интересной, с большими и малыми туннелями и
озерками, особенно когда свернули на Ленанген (сплошные водопады). Но дождь…
Около 21 ч подъехали к кемпингу возле залива Ленанген. Товарищ на ресепшн сказал, что дождь идет уже месяц. Мы хотели на горке встать, он попросил сделать так, чтобы по мокрой траве не газовать. Не получилось. Тогда мужчина выбежал под дождь в одном свитере и показал нам замечательную стоянку. Там мы и поставили лагерь. Ужин варили в кухне. А душ у них за монетку. Кидаешь в автомат 10 крон и купаешься 5 минут. Для нас это был первый кемпинг.
В кемпингах, в основном, останавливаются любители рыбалки, особенно на севере. В больших городах и у раскрученных достопримечательностей уже можно встретить автотуристов с палатками – а так в кемпингах на 90 % в основном автофургоны. Таких как мы, с палатками, встречали не часто.
Часть 1 Хельсинки, Lingen Alps, Тромсе
Часть 3 Bode, Mo-I-Rana, Trondheim
Часть 4 Гейрангер, Лом, лед. Йотунхейм, Флом
Часть 5 Язык Тролля, Осло, Стокгольм, Турку