Скандинавия 2010
Часть 4, Гейрангер, Лом, лед. Йотунхейм, Флом
Часть 1 Хельсинки, Lingen Alps, Тромсе
Часть 3 Bode, Mo-I-Rana, Trondheim
Часть 4 Гейрангер, Лом, лед. Йотунхейм, Флом
Часть 5 Язык Тролля, Осло, Стокгольм, Турку
28 июля подъем был в 7 утра. Подъехали к парому за полчаса до отправления. Народу было не очень много. Это все Валлдалл:
При посадке встретили пару из России. Очень мило пообщались, пока ждали парома. (Забавно оказалось, что на пароме Стокгольм-Турку мы снова встретились, когда наши авто встали друг за другом – Скандинавия не очень большая).
Поехали? Сначала мы плыли по Нордаллсфьорду, потом повернули в Суннилвсфьорд. А уж когда повернули в Гейрангерфьорд, началось веселье. Сергей мне говорит: знаешь, а там действительно дельфины (это старая шутка: если в метро крикнуть, показывая за окно, «дельфины» - все повернутся) И правда, оказались дельфины, но сфотографировать их не удалось, только спины было видно, да и то мельком.
Показывали нам заброшенные фермы, шахту по добыче хризолита, и просто фьорд.
Посмотрели на
знаменитый водопад «Семь сестер» - не впечатлились.
Водопад на обратной стороне фьорда куда как внушительнее.
Вообще было очень трудно снимать – солнце перекрывало весь кадр. Зато получилось несколько впечатляющих снимков с отражениями. И еще оказалось, что радужные облака куда лучше снимать именно в отражении – там солнце не так слепит.
А какие нам встречались разломы в скалах!!!
Ну, и сам фьорд. Сначала виды снизу, с парома.
Сразу с парома мы стали подниматься наверх по серпантину по дороге до озера
Эйдсватнет. Серпантин со всех сторон (на первых снимках он справа):
Постояли на обзорной точке над фьордом, видели водопад с радугой.
На повороте встретили Руслана с Ирой – пообщались и снова разъехались
Поднялись по дороге до озера Эйдсватнет, посмотрели на красоты и развернулись.
Обзорную точку
Далсниба на высоте 1476 м мы проехали, не останавливаясь, ну так получилось.
Собирались свернуть с дороги 15 на 258-ю, она помечена зеленым маркером
(означает особый туристический интерес), но не рискнули, т.к. заканчивался
бензин. (потом оказалось, что т.к. все время ехали круто вверх компьютер в авто
решил, если так и дальше ехать то бензина хватит на 70 км, а т.к. дальше уже не в гору, то бензина хватило на 150). Едем дальше. Стоит огромный камень:
высота 1000 м. над уровнем моря. Здесь совсем нет ягод – еще не поспели. Озеро
называется Брейдалсватн, язык сломаешь…
Впереди – ледники Йотунхейма
в Ломе, по
дороге, стоит деревянная церковь. Сергей пошел внутрь, а Ксюша лишь обошла
вокруг, посмотрела кладбище. Как всегда, навело на философские мысли. Вот что
должно было случиться, чтобы в 1934 г одновременно умерли девочки 3 и 6 лет и
женщина 34-х? Неужели тогда были автокатастрофы?
Спустилась к
водопаду под мостом. Когда Сергей вышел, мы зашли в инфоцентр, посмотрели
прогноз погоды – ничего хорошего. Сергей стал бить копытом: а давай прямо
сейчас куда-нибудь сбегаем. Но все маршруты в окрестностях были часов на 5, а
времени и так уже не мало, а вставали в 7 утра. Так что «отказать»!!! Город
Лом:
В 18.40 были в Элвесетере, там то ли музей саг, то ли еще что. Т.к. по-норвежски мы ни в зуб ногой, то заходить даже не стали, просто в окрестностях прогулялись.
Но памятник и радуга – просто потрясающие!
Едем дальше, смотрим пейзажи. Стояли в Кроссбу, в Йотунхейме. Сергей собрался назавтра идти на ледник, будильник поставил на 6.30. Потому что по прогнозу в районе после 10 часов сильный дождь. Хотел успеть обернуться туда и обратно до дождя.
В Кроссбу наконец-то нормальный кемпинг – 80% просто палаток. НО интернет бесплатный есть (пароль надо спросить на ресепшен). Один минус – до туалетов очень далеко, но…
Вечером Сергей прогулялся вверх – красота, народу никого.
Утром 29 июля Сергей ушел на ледник, а Ксюша позже погуляла в окрестностях.
Сергей сказал, что тропинка хорошо протоптана. Ксюша пошла по средней из трех
(по левому орографическому берегу речки). Через полчаса тропа потерялась, прямо
на подъеме на скалку. В итоге шла по азимуту… В какой-то момент совсем
отчаялась найти ледник, но решила сделать последнюю попытку, и ура-ура!!! В
9.40 я подошла к леднику. Заходить на него не рискнула, потому что без кошек
там делать нечего.
Стала спускаться – наобум, тропы так и не нашла. Стала сбрасывать высоту в лоб
(точнее под гору, практически без траверса). Дошла до тропы – по ней до ледника
можно было добежать за полчаса.
Долина, в которой мы стояли (на переднем плане наша машина вместе с палаткой):
Возле нас масса
водопадов, водопадиков и водопадищ:
Ледник, на
который мы ходили, поближе:
Еще ближе… И совсем близко – со всеми трещинами и водосбросами:
Под ледником
небольшое озеро с плавающими льдинами:
А вот так
выглядит другая сторона нашей долины:
Теперь о том, как прошелся Сергей: Начал путь в 7-00 по тропе вдоль левого орогафическогоу берега. Но тропа помотросила и бросила – пришлось спустить к руслу реки. В итоге вначале пришлось перебродить мощный левый приток , стекающий от мощного и красивого водопада, а потом и основное русло. Повезло – смог перепрыгать по камням на палках – даже не залив внутрь ботинок. И ура вышел к леднику (за 1-30 от Кроссбу. Набор высоты от палатки с1275 - 250 м ) - Внизу ледника озеро ( из которого и вытекает река) с плавающими льдинами ( см фото выше). На ледник можно вылезти и покороче - справа (севернее) по ходу, но придется переходить по ледовому мосту мощный поток. Я решил не рисковать и сделал приличный крюк на юг, обойдя все озеро. И вот ура, не зря тащили кошки из Москвы – ледник. Сразу-же впереди нарисовалось поле с трещинами – но надежный ледовый мост нашелся за 5 мин. Благо, что ледник открытый, чистый и все замечательно просматривается. Дальше – красота, идешь не спеша, набираешь высоту, обходишь трещины и большие снежные поля по склонами. Основное направление движение на юг в обход крутого участка со снежником. Впереди красивый цирк с вершинами (Kniven, Saksa, Skela и др. высотами около 2100) и седловинами между ними. В итоге дошел до высоты 1850 м. за 3,5 часа от палатки и остановили меня трещины, которые уже надо было перепрыгивать с разбега. В одиночку как-то не разумно, мне показалось. Попробовал найти обходы – но после 3 попытки решил, что достаточно петлять по одному и тому-же месту. Наверно надо было забирать глобально севернее, а не пытаться срезать. Вернулся по пути подъема, хотя можно было перевалить на север и спустится к леднику к которому Ксюха подходила. Назад уже спускался по тропе, идущей по правому берегу, что значительно проще. Всего гулял более 6 часов.
Как только Сергей дошел до кемпинга, сразу-же подъехала знакомая Шкода. Поделились впечатлениями о ледниках и вообще с Русланом, Ирой и уехали из Кроссбу от ледника примерно в 14.30. По дороге останавливались часто и надолго – фотографировались, пялились. Сергей смеется: так мы до Флама никогда не доедем.
Доехали до
Тортугро. Сергей сказал, что горные дороги и паромы ему уже надоели. Я
попыталась в очередной раз предложить ему объехать самый длинный туннель, но он
не согласился. В итоге ехали 25 км (фото указателей километража не осталось –
все смазано). Доехали до Ovre Ardal, по такой узкой тропе, что просто
невероятно. Сергей попросил меня сфоткать, как мы разъезжаемся с джипом (не
показала).
Длинный туннель,
если верить карте, платный. На самом деле обошлось без денег… Перед ним в
Аурдале остановились на пляже, отдохнули немного…
Во Фломе сначала засомневались – хватит ли нам места в кемпинге. Ничего, нашли местечко. Поехали искать приключений – хотели на следующий день подняться на местном поезде до городка Мюрдал, а оттуда спуститься на велосипедах. Зашли в один прокат велосипедов – там на завтра ничего нет (и вообще на ближайшие два дня). Нас отправили в другой офис. Там спросили: а вы уже взяли билет на железную дорогу? Мы удивились, пошли в билетную кассу. Сначала нам сказали, что билеты есть на 8.35, следующие только на 14 с лишним. И лишь когда мы сказали, что едем в одну сторону с велосипедом, выяснилось, что для таких идиотов есть спецрейс, в 12.20. Билеты стоили ни много ни мало – 240 крон с человека и 80 с велосипеда. Перед сном слегка вышло солнышко, осветило противоположные склоны. А потом и радуга появилась.
Утром проснулась, смотрю в сторону порта – а там стоит огроменный лайнер. Такое ощущение, что он выше гор.
Возле ж/д станции находится музей Фломсбана (т.е. собственно железной дороги). Дорога была построена для практических целей, но последние годы служит исключительно для туристов. Когда мы подошли, оказалось, что велосипеды едут в отдельном вагоне. Нам предусмотрительно в аренде велосипеды пометили скотчем. Сели в вагон, поехали. Остановок поезд не делает, но едет медленно, и в вагоне открыто 4 окна – все видно. Порой дорога делает довольно крутые виражи. Но, по большому счету, бОльшая ее часть проходит сквозь тоннели.
Наверху тоннель
снабжен решеткой для обзора достопримечательностей:
Вот так выглядит мир снаружи через решетку:
Норвежцы –
удивительные люди, они норовят прорыть тоннели везде и для всего. Так, в одном
месте ж/д уходит в тоннель, рядом прорыт тоннель для речки:
В Берекваме долго ждали встречного состава – это единственное место, где колея
становится двойной, и поезда могут разойтись.
гора Вибменоси, водопад Рюандефоссен, падает с высоты 140 метров, почти вертикально.
Далее водопад
Кордал – просто потрясающе красивое место. И серпантин… Издалека он ничего так
себе смотрится, не страшный…
На станции Кьоусфоссен нам дали выйти на 5 минут. Все высыпали на улицу, я успела сфотографировать водопад до того, как ограждение облепили туристы. Вдруг заиграла музыка и женщина в красном начала танцевать, сначала в домике на берегу, потом у водопада. Точнее, женщин было две – они символизировали какую-то ведьму, я не поняла какую…
Водопадов очень много, не все названия обозначены. Да если и обозначены, я не запомнила
Впрочем, и без водопадов реки сказочно красивы. Цвет воды просто неземной:
Ну вот мы и добрались до Мюрдала и в
13.30 оседлали велосипеды. И поскакали!!! И понеслось!!! Съезд с трассы
начинается по крутой тропе из камней разной величины. Мало того, что под горку,
так еще и по камням (у Ксюши это оказался первый опыт по такому рельефу на горном
байке). Сразу-же отвалилась крышечка переключателя скоростей. Стала искать,
народ интересуется: «У вас все в порядке?» говорит Ксюша, - только я боюсь!!!!!
(это уже про себя)
Стали спускаться. Надо давить на тормоз. Постоянно. Я думала, в горах надо
педали крутить. Ничего подобного: на спуске надо из всех сил держать руль.
Колесо постоянно соскакивает с камней и руль вырывает из рук. В первый раз Ксюшша
полетела прямо-таки картинно - грудью (читай, фотоаппаратом) налетела на руль,
упала, а велосипед сверху. Да еще и колесами крутит – издевается, гад!!!!
Встала, народ проявляет участие: у вас все ОК? Параллельно нам ехала компания 2
парня и 2 девушки, так парни постоянно пытались Ксюше помочь – то советом, то
руку подать…
В итоге, когда из-под ног улетел очередной вираж (Вместе с велосипедом – ох, как она коленку расшибла!!!) Ксюша решила, что дешевле будет двигаться на ногах. Скорость такая же, да и трясет почти так же. Разболелась голова от тряски, даже когда я коня за руль вела. После второго падения порвала штаны. В водопаде обмыла ладошки и коленку. Ехать было сложно: коленка разбита, и штаны прилипают к ране. А вокруг красота.
Зато потом серпантин закончился, как же
хорошо стало!!! Ксюша правда все равно все время провела на тормозах - пусть едет
медленно, зато верно… Да еще и останавливалась постоянно – снимать. Начался
дождь, козы гуляют как у себя дома. Да еще и туннель. Не освещенный, ничего не
видно…
А скалы! А земляника под ногами! А водопады! А… В общем, хоть и не без потерь,
но довольные. В итоге наше путешествие заняло 4 часа.
Еслиже сила в ругах и ногах есть – то можно очепнь быстро и с адреналином спуститься вниз, но тогда вместо красот – только дорога улетающая под колеса. В одиночестве мы на дороге не оставались, но и толпы не было.
На последнем снимке церковь в Хорейне.
Вернулись во Флом, сдали велосипеды – пообедали в кемпинге, ну и продолжили путь по Норвегии, теперь в сторону г. Одда к «Тролтунге».
Снова паром, снова тоннели. Ночевали как можно ближе к пос. Тюсседал. Лагерь переполнен. Мы когда ходили платить на ресепшн, нас даже спросили: а вы уже нашли место? А то вдруг чего не так… По дороге купили вишню, крупную – как у нас и черешни не бывает. Стоит кемпинг прямо в яблоневом саду, дети кидаются зелеными яблоками. Даже по машине заехали.
Спали мы крепко.
Часть 1 Хельсинки, Lingen Alps, Тромсе
Часть 3 Bode, Mo-I-Rana, Trondheim
Часть 4 Гейрангер, Лом, лед. Йотунхейм, Флом