Скандинавия 2010

 

Часть 4, Гейрангер, Лом, лед. Йотунхейм, Флом

 

Часть 1  Хельсинки, Lingen Alps, Тромсе

Часть 2, Лофонтенские острова

Часть 3  Bode,  Mo-I-Rana, Trondheim

Часть 4  Гейрангер, Лом, лед. Йотунхейм, Флом

Часть 5  Язык Тролля, Осло, Стокгольм, Турку

 

 

28 июля подъем был в 7 утра. Подъехали к парому за полчаса до отправления. Народу было не очень много. Это все Валлдалл:

 

user posted image  user posted image user posted image

 

При посадке встретили пару из России. Очень мило пообщались, пока ждали парома. (Забавно оказалось, что на пароме Стокгольм-Турку мы снова встретились, когда наши авто встали друг за другом – Скандинавия не очень большая).

Поехали? Сначала мы плыли по Нордаллсфьорду, потом повернули в Суннилвсфьорд. А уж когда повернули в Гейрангерфьорд, началось веселье. Сергей мне говорит: знаешь, а там действительно дельфины (это старая шутка: если в метро крикнуть, показывая за окно, «дельфины» - все повернутся) И правда, оказались дельфины, но сфотографировать их не удалось, только спины было видно, да и то мельком.

 

user posted image user posted image  user posted image user posted image user posted image   user posted image user posted image user posted imageuser posted imageuser posted image user posted image user posted image  user posted image user posted image user posted image

Показывали нам заброшенные фермы, шахту по добыче хризолита, и просто фьорд.

 

user posted image user posted image user posted image

Посмотрели на знаменитый водопад «Семь сестер» - не впечатлились.
user posted image  user posted image user posted image
Водопад на обратной стороне фьорда куда как внушительнее.

user posted image user posted image user posted image user posted image

Вообще было очень трудно снимать – солнце перекрывало весь кадр. Зато получилось несколько впечатляющих снимков с отражениями. И еще оказалось, что радужные облака куда лучше снимать именно в отражении – там солнце не так слепит.

user posted imageuser posted image

 

А какие нам встречались разломы в скалах!!!

user posted image user posted image user posted image

 

Ну, и сам фьорд. Сначала виды снизу, с парома.

 

user posted image user posted image

Сразу с парома мы стали подниматься наверх по серпантину по дороге до озера Эйдсватнет. Серпантин со всех сторон (на первых снимках он справа):


user posted image user posted image user posted image

Постояли на обзорной точке над фьордом, видели водопад с радугой.

На повороте встретили Руслана с Ирой – пообщались и снова разъехались


user posted image user posted image user posted image user posted image

Поднялись по дороге до озера Эйдсватнет, посмотрели на красоты и развернулись.


user posted image  user posted image user posted image user posted image  user posted imageuser posted image

Обзорную точку Далсниба на высоте 1476 м мы проехали, не останавливаясь, ну так получилось. Собирались свернуть с дороги 15 на 258-ю, она помечена зеленым маркером (означает особый туристический интерес), но не рискнули, т.к. заканчивался бензин. (потом оказалось, что т.к. все время ехали круто вверх компьютер в авто решил, если так и дальше ехать то бензина хватит на 70 км, а т.к. дальше уже не в гору, то бензина хватило на 150). Едем дальше. Стоит огромный камень: высота 1000 м. над уровнем моря.  Здесь совсем нет ягод – еще не поспели. Озеро называется Брейдалсватн, язык сломаешь…

user posted image user posted image

Впереди – ледники Йотунхейма

 

user posted image user posted image user posted image 

И не только:
 user posted image user posted image user posted image

водопад Донфосс.
  user posted image user posted image    user posted image  user posted image user posted image user posted image user posted image

Озеро по дороге
user posted image user posted image user posted image

в Ломе, по дороге, стоит деревянная церковь. Сергей пошел внутрь, а Ксюша лишь обошла вокруг, посмотрела кладбище. Как всегда, навело на философские мысли. Вот что должно было случиться, чтобы в 1934 г одновременно умерли девочки 3 и 6 лет и женщина 34-х? Неужели тогда были автокатастрофы?
user posted image user posted image  user posted imageuser posted image

Спустилась к водопаду под мостом. Когда Сергей вышел, мы зашли в инфоцентр, посмотрели прогноз погоды – ничего хорошего. Сергей стал бить копытом: а давай прямо сейчас куда-нибудь сбегаем. Но все маршруты в окрестностях были часов на 5, а времени и так уже не мало, а вставали в 7 утра. Так что «отказать»!!! Город Лом:

user posted image user posted image user posted image

 

В 18.40 были в Элвесетере, там то ли музей саг, то ли еще что. Т.к. по-норвежски мы ни в зуб ногой, то заходить даже не стали, просто в окрестностях прогулялись.


user posted image user posted image user posted image user posted image user posted imageuser posted image

 

Но памятник и радуга – просто потрясающие!

Едем дальше, смотрим пейзажи. Стояли в Кроссбу, в Йотунхейме. Сергей собрался назавтра идти на ледник, будильник поставил на 6.30. Потому что по прогнозу в районе после 10 часов сильный дождь. Хотел успеть обернуться туда и обратно до дождя.

В Кроссбу наконец-то нормальный кемпинг – 80% просто палаток. НО интернет бесплатный есть (пароль надо спросить на ресепшен). Один минус – до туалетов очень далеко, но…

Вечером Сергей прогулялся вверх – красота, народу никого.


 Утром 29 июля Сергей ушел на ледник, а Ксюша позже погуляла в окрестностях. Сергей сказал, что тропинка хорошо протоптана. Ксюша пошла по средней из трех (по левому орографическому берегу речки). Через полчаса тропа потерялась, прямо на подъеме на скалку. В итоге шла по азимуту… В какой-то момент совсем отчаялась найти ледник, но решила сделать последнюю попытку, и ура-ура!!! В 9.40 я подошла к леднику. Заходить на него не рискнула, потому что без кошек там делать нечего.
Стала спускаться – наобум, тропы так и не нашла. Стала сбрасывать высоту в лоб (точнее под гору, практически без траверса). Дошла до тропы – по ней до ледника можно было добежать за полчаса.

Долина, в которой мы стояли (на переднем плане наша машина вместе с палаткой):

user posted image user posted image user posted image

Возле нас масса водопадов, водопадиков и водопадищ:
user posted image  user posted image

Ледник, на который мы ходили, поближе:
user posted image user posted image   user posted image  user posted image

Еще ближе… И совсем близко – со всеми трещинами и водосбросами:



user posted image user posted image user posted image  user posted image user posted image user posted image user posted image user posted image user posted image user posted image user posted image

Под ледником небольшое озеро с плавающими льдинами:
user posted image  user posted image user posted image

А вот так выглядит другая сторона нашей долины:

user posted image  user posted image user posted image user posted image

 

Теперь о том, как прошелся Сергей: Начал путь в 7-00 по тропе вдоль левого орогафическогоу берега. Но тропа помотросила и бросила – пришлось спустить к руслу реки. В итоге вначале пришлось перебродить мощный левый приток , стекающий от мощного и красивого водопада, а потом и основное русло. Повезло – смог перепрыгать по камням на палках – даже не залив внутрь ботинок.  И ура вышел к леднику (за 1-30 от Кроссбу. Набор высоты от палатки с1275  - 250 м ) - Внизу ледника озеро ( из которого и вытекает река) с плавающими льдинами  ( см фото выше). На ледник можно вылезти и покороче -  справа (севернее) по ходу, но придется переходить по ледовому мосту мощный поток. Я решил не рисковать и сделал приличный  крюк на юг, обойдя все озеро. И вот ура,  не зря тащили кошки из Москвы – ледник. Сразу-же впереди нарисовалось поле с трещинами – но надежный ледовый мост нашелся за 5 мин. Благо, что ледник открытый, чистый и все замечательно просматривается.  Дальше – красота, идешь не спеша, набираешь высоту, обходишь трещины и большие снежные поля по склонами. Основное направление движение на юг в обход крутого участка со снежником. Впереди красивый цирк с вершинами (Kniven, Saksa, Skela и др. высотами около 2100) и седловинами между ними. В итоге дошел до  высоты 1850 м.  за 3,5 часа от палатки и остановили меня трещины, которые уже надо было перепрыгивать с разбега. В одиночку как-то не разумно, мне показалось. Попробовал найти обходы – но после 3 попытки решил, что достаточно петлять по одному и тому-же месту. Наверно надо было забирать глобально севернее, а не пытаться срезать. Вернулся по пути подъема, хотя можно было перевалить  на север и спустится к леднику к которому Ксюха подходила. Назад уже спускался по тропе, идущей по правому берегу, что значительно проще. Всего гулял более 6 часов.

 

Как только Сергей дошел до кемпинга, сразу-же подъехала знакомая Шкода. Поделились впечатлениями о ледниках и вообще с Русланом, Ирой и уехали из Кроссбу от ледника примерно в 14.30. По дороге останавливались часто и надолго – фотографировались, пялились. Сергей смеется: так мы до Флама никогда не доедем.

user posted image user posted image user posted image user posted image user posted image

user posted image user posted image user posted image user posted image

 

Доехали до Тортугро. Сергей сказал, что горные дороги и паромы ему уже надоели. Я попыталась в очередной раз предложить ему объехать самый длинный туннель, но он не согласился. В итоге ехали 25 км (фото указателей километража не осталось – все смазано). Доехали до Ovre Ardal, по такой узкой тропе, что просто невероятно. Сергей попросил меня сфоткать, как мы разъезжаемся с джипом (не показала).
 user posted image user posted image   user posted image

Длинный туннель, если верить карте, платный. На самом деле обошлось без денег… Перед ним в Аурдале остановились на пляже, отдохнули немного…
 user posted image  user posted image user posted image

Во Фломе сначала засомневались – хватит ли нам места в кемпинге. Ничего, нашли местечко. Поехали искать приключений – хотели на следующий день подняться на местном поезде до городка Мюрдал, а оттуда спуститься на велосипедах. Зашли в один прокат велосипедов – там на завтра ничего нет (и вообще на ближайшие два дня). Нас отправили в другой офис. Там спросили: а вы уже взяли билет на железную дорогу? Мы удивились, пошли в билетную кассу. Сначала нам сказали, что билеты есть на 8.35, следующие только на 14 с лишним. И лишь когда мы сказали, что едем в одну сторону с велосипедом, выяснилось, что для таких идиотов есть спецрейс, в 12.20. Билеты стоили ни много ни мало – 240 крон с человека и 80 с велосипеда. Перед сном слегка вышло солнышко, осветило противоположные склоны. А потом и радуга появилась.


  user posted image  user posted image

Утром проснулась, смотрю в сторону порта – а там стоит огроменный лайнер. Такое ощущение, что он выше гор.

 user posted image user posted image user posted image


 user posted image

user posted image user posted image user posted image user posted image  user posted image user posted image  user posted image

 

Возле ж/д станции находится музей Фломсбана (т.е. собственно железной дороги). Дорога была построена для практических целей, но последние годы служит исключительно для туристов. Когда мы подошли, оказалось, что велосипеды едут в отдельном вагоне. Нам предусмотрительно в аренде велосипеды пометили скотчем. Сели в вагон, поехали. Остановок поезд не делает, но едет медленно, и в вагоне открыто 4 окна – все видно. Порой дорога делает довольно крутые виражи. Но, по большому счету, бОльшая ее часть проходит сквозь тоннели.

 

 user posted image user posted image user posted image user posted image

Наверху тоннель снабжен решеткой для обзора достопримечательностей:

user posted image user posted image 

Вот так выглядит мир снаружи через решетку:
user posted image

Норвежцы – удивительные люди, они норовят прорыть тоннели везде и для всего. Так, в одном месте ж/д уходит в тоннель, рядом прорыт тоннель для речки:

user posted image user posted image
В Берекваме долго ждали встречного состава – это единственное место, где колея становится двойной, и поезда могут разойтись.

user posted image

гора Вибменоси, водопад Рюандефоссен, падает с высоты 140 метров, почти вертикально.

user posted image user posted image

Далее водопад Кордал – просто потрясающе красивое место. И серпантин… Издалека он ничего так себе смотрится, не страшный…
user posted image user posted image    user posted image

На станции Кьоусфоссен нам дали выйти на 5 минут. Все высыпали на улицу, я успела сфотографировать водопад до того, как ограждение облепили туристы. Вдруг заиграла музыка и женщина в красном начала танцевать, сначала в домике на берегу, потом у водопада. Точнее, женщин было две – они символизировали какую-то ведьму, я не поняла какую…

user posted image  user posted image user posted image

Водопадов очень много, не все названия обозначены. Да если и обозначены, я не запомнила

user posted image     user posted image user posted image user posted image user posted image user posted image  user posted image 

 

Впрочем, и без водопадов реки сказочно красивы. Цвет воды просто неземной:

user posted image   user posted image user posted image user posted image user posted image 

 

Ну вот мы и добрались до Мюрдала и в 13.30 оседлали велосипеды. И поскакали!!! И понеслось!!! Съезд с трассы начинается по крутой тропе из камней разной величины. Мало того, что под горку, так еще и по камням (у Ксюши это оказался первый опыт по такому рельефу на горном байке). Сразу-же отвалилась крышечка  переключателя скоростей. Стала искать, народ интересуется: «У вас все в порядке?» говорит Ксюша, - только я боюсь!!!!! (это уже про себя)
Стали спускаться. Надо давить на тормоз. Постоянно. Я думала, в горах надо педали крутить. Ничего подобного: на спуске надо из всех сил держать руль. Колесо постоянно соскакивает с камней и руль вырывает из рук. В первый раз Ксюшша полетела прямо-таки картинно - грудью (читай, фотоаппаратом) налетела на руль, упала, а велосипед сверху. Да еще и колесами крутит – издевается, гад!!!! Встала, народ проявляет участие: у вас все ОК? Параллельно нам ехала компания 2 парня и 2 девушки, так парни постоянно пытались Ксюше помочь – то советом, то руку подать…

В итоге, когда из-под ног улетел очередной вираж (Вместе с велосипедом – ох, как она коленку расшибла!!!) Ксюша решила, что дешевле будет двигаться на ногах. Скорость такая же, да и трясет почти так же. Разболелась голова от тряски, даже когда я коня за руль вела. После второго падения порвала штаны. В водопаде обмыла ладошки и коленку. Ехать было сложно: коленка разбита, и штаны прилипают к ране. А вокруг красота.

user posted image user posted image user posted image user posted image

Зато потом серпантин закончился, как же хорошо стало!!! Ксюша правда все равно все время провела на тормозах - пусть едет медленно, зато верно… Да еще и останавливалась постоянно – снимать. Начался дождь, козы гуляют как у себя дома. Да еще и туннель. Не освещенный, ничего не видно…
А скалы! А земляника под ногами! А водопады! А… В общем, хоть и не без потерь, но довольные. В итоге наше путешествие заняло 4 часа.

Еслиже сила в ругах и ногах есть – то можно очепнь быстро и с адреналином спуститься вниз, но тогда вместо красот – только дорога улетающая под колеса. В одиночестве мы на дороге не оставались, но и толпы не было.

 

user posted image user posted image user posted image user posted image user posted image user posted image

На последнем снимке церковь в Хорейне.

 

Вернулись во Флом, сдали велосипеды – пообедали в кемпинге, ну и продолжили путь по Норвегии, теперь в сторону г. Одда к «Тролтунге».

Снова паром, снова тоннели. Ночевали как можно ближе к пос. Тюсседал. Лагерь переполнен. Мы когда ходили платить на ресепшн, нас даже спросили: а вы уже нашли место? А то вдруг чего не так… По дороге купили вишню, крупную – как у нас и черешни не бывает. Стоит кемпинг прямо в яблоневом саду, дети кидаются зелеными яблоками. Даже по машине заехали.

 

user posted image   user posted image user posted image  user posted image  user posted image user posted image  user posted image user posted image

 

Спали мы крепко.

Часть 1  Хельсинки, Lingen Alps, Тромсе

Часть 2, Лофонтенские острова

Часть 3  Bode,  Mo-I-Rana, Trondheim

Часть 4  Гейрангер, Лом, лед. Йотунхейм, Флом

Часть 5  Язык Тролля, Осло, Стокгольм, Турку

Hosted by uCoz